Кубанские Новости
Общество

Психолог рассказала, почему дети и подростки собираются «на баррикады» и как в этом случае нужно вести себя родителям

Психолог рассказала, почему дети и подростки собираются «на баррикады» и как в этом случае нужно вести себя родителям
Фото: pexels.com
О том, как защитить детей от влияния толпы и агрессивных социальных сетей, рассказала краснодарский психолог Лариса Выжва.

– Детство и юность человека можно условно разделить на несколько периодов, в каждом из которых свои особенности развития и причины «играть во взрослые игры». Один из отрезков допубертатного возраста (примерно с 8 до 11 лет) характеризуется тем, что ребенок ни при каких обстоятельствах не может иметь политической или экономической позиции. Причина проста: у него еще просто не развиты соответствующие структуры мозга и психики. Но он очень подвержен влиянию извне. И если десятилетний ребенок горячо выступает на трибуне – а я знаю такие случаи – причина одна: его «накрутили» и научили. Это могут быть родители, учителя, дети постарше. В последние дни от сообщений в социальных сетях волосы встают дыбом: родители в панике, потому что даже второклашки собираются идти митинговать. Что делать в такой ситуации? Совет один: в этом возрасте ребенка надо просто жестко ограждать и разъяснять, что это очень опасно.

Детей в пубертатном периоде (примерно с 12 до 15 лет) можно охарактеризовать известной пословицей: «Что крестьяне, то и обезьяне». То есть, ребенок живет по правилам той группы, в которой общается. Это может быть класс, секция, компания во дворе, подписчики в том же Тик-токе. Если лидерам группы «зашла» какая-то идея – от модных в этом сезоне носков до политических лозунгов – то вся группа идею подхватывает и начинает реализовывать и транслировать. Получается своеобразный снежный ком. Маркетологи, кстати, говорят о Тик-Токе как замечательной площадке для продвижения чипсов, лимонада и прочей ерунды, любимой подростками. Говорить о реальных политических и экономических убеждениях в этом возрасте тоже не приходится, потому что тут главное – как ты выглядишь в глазах противоположного пола и согруппников, а не какие-то идеи. У детей идет мощный гормональный всплеск, нужна «движуха», а зрелых убеждений еще нет. И обычно он в оппозиции ко всем взрослым: «назло маме отморожу уши». В этом возрасте просто запретить идти митинговать не получится. Нужно налаживать контакт доверительным разговором, в это период эмоциональность важнее рациональности.

Третий период – ранняя юность, ориентировочно с 15 до 19 лет. Вот тут уже начинаются первые собственные мировоззренческие наработки и политическая позиция. Убеждения их порой инфантильные и незрелые, но они свои. Человек начинает строить свою собственную жизненную философию. Психика дозрела, доросла. Именно эта возрастная группа пойдет в комсомол, на баррикады, в штурмовые бригады. Они «за все хорошее и против всего плохого». Но хорошее каждый видит по-своему. Все зависит от той среды, где они выросли и группы, в которой живут. Если ребенок 15-19 лет собирается идти на какие-то политические акции, то в разговоре с ним прежде всего нужно делать упор на критичность мышления. Если посмотреть на все сегодняшние «агитки», то там детям трудно отличить реальность от вымысла. Априори все обвинения принимаются за факт. Родители должны акцентировать внимание на том, что половина утверждений – бездоказательны и основанные на чьих-то частных разговорах, а не фактах.

На мой взгляд, абсолютно недопустимо, чтобы дети участвовали во «взрослых играх». Согласна с людьми, которые назвали эту агитацию «политической педофилией» – именно так нужно говорить о вовлечении детей во взрослые «игрища» на политическом поле. Даже в ранней юности психика незрелая, не говоря уже о пубертате и допубертате. И цинично ее использовать с такими нечистоплотными целями.