Традиционно после новогодних праздников в Краснодаре начинается обсуждение темы повышения тарифов. Вот и в этот раз администрация города проинформировала о том, что коммерческие перевозчики на 16 маршрутах кубанской столицы повышают стоимость проезда на 2 рубля. Между тем, как считают эксперты, развитие общественного транспорта – это не всегда вопрос стоимости билета на проезд.
Недавно в Краснодаре прошел круглый стол, посвященный организации перевозок в маршрутных такси. Активисты на нем интересовались, почему к решению вопросов развития транспорта не привлекают самих пассажиров. Чаще приходится слышать мнение транспортников и их профессиональных объединений, когда же можно услышать голос потребителей услуг?
Общероссийское объединение пассажиров было создано в 2016 году. За эти годы по многим проблемным вопросам уже удалось выработать компетентную точку зрения. Своими наблюдениями и мыслями с нами поделился председатель объединения Илья Зотов.
– Илья Сергеевич, расскажите, чем вы занимаетесь и какие у вас приоритеты.
– Главное для нашего объединения – содействовать обновлению подвижного состава в регионах. Речь идет в основном об автобусах, о троллейбусах и трамваях.
Вторая наша ключевая задача – развитие авиационных маршрутов. Речь идет в первую очередь о повышении доступности авиаперелетов. Наша инициатива – «молодежный билет». Благодаря ему студенты смогут побывать в четырех городах Дальнего Востока (Владивосток, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск) за две недели по фиксированной цене 10 тысяч рублей. Стоимость билета будет снижена в рамках федеральных субсидий.
Мы являемся членами Общественного совета при Минтрансе России и одной из тех организаций, которая участвует во всех профильных совещаниях ведомства. Там, где заседают одни перевозчики, мы выражаем голос пассажиров, доносим позицию, можно сказать, с другой стороны. Не всегда наши предложения находят поддержку, но мы боремся за права простых людей, проводим исследования в соцсетях, делаем замеры общественного мнения в ходе уличных опросов граждан.
Если говорить об автобусном сообщении, то сейчас мы задействованы в работе со многими городами, но я бы выделил в этом ряду Новокузнецк. Там сложилась непростая ситуация, осенью прошлого года недовольные транспортной реформой жители даже захватывали мэрию. Мы вместе с Общероссийским народным фронтом сейчас мониторим ситуацию и предложим свои наработки по выходу из тупика.
– На что в основном жалуются пассажиры? Можно составить топ-3 обращений по прошлому году?
– На первом месте идет такая жалоба: «Отменили рейс, а авиакомпания не хочет возвращать деньги». Особенно часто этот вопрос возникал в пик пандемии.
На втором месте – вопрос: «Уехал за границу, рейсов нет, как вернуться обратно?» С этими обращениями мы тоже работаем. Есть проект «Своих не бросаем», по которому помогали возвращаться гражданам на Родину.
И третий большой блок обращений – это недовольство работой общественного транспорта в крупных городах. Жалуются на долгие ожидания и невозможность повлиять на перевозчика, чтобы он качественно оказывал свои услуги.
Буквально на днях случился любопытный прецедент, когда администрация Екатеринбурга оштрафовала перевозчика за переполненный автобус. Это, конечно, сегодня редкость, но хорошо, когда транспортные предприятия будут наказывать за то, что экономят на пассажирах. Не секрет, что перевозчики сейчас хитрят и на маршруты выводят меньше машин, чем обязаны по договору.
– Отличаются ли южные регионы своими проблемами?
– Специфика Краснодарского края в том, что общественный транспорт здесь работает по остаточному принципу. Кубанцы все больше отдают предпочтение личным автомобилям. И сообщество автомобилистов в Краснодарском крае достаточно сильное в отличие от многих других регионов.
– Почему так происходит?
– На наш взгляд, людей не устраивает скорость движения общественного транспорта. А заявленные интервалы движения не соблюдаются из-за дорожных заторов.
Мое мнение такое: город должен смелее вводить в практику выделенные полосы для общественного транспорта и такси. Если появится «выделенка» в Краснодаре, то пассажиры будут экономить в среднем 30 минут на ежедневных поездках по условному маршруту из центра в пригород. Выиграют и автомобилисты, поскольку многим будет проще, дешевле и быстрее пользоваться общественным транспортом.
Краснодар занимает девятое место в рейтинге российских городов с выделенными полосами, здесь «выделенка» всего лишь чуть больше 20 километров. Кубанская столица должна, на мой взгляд, быть в первой тройке. Первое место, кстати, занимает Казань, второе – Москва.
Сама по себе «выделенка» не решит проблемы. Общественный транспорт должен быть комфортным. Кроме того, должна быть единая транспортная карта с возможностью бесплатной пересадки. Во многих городах такие карты уже есть с лимитом от 60 до 90 минут.
– Есть ли ваши представительства в регионах, например в Краснодаре?
– Мы стараемся обходиться без разветвленной структуры, без бюрократической волокиты. В Краснодаре мы взаимодействуем примерно с сотней активистов. Неоднократно подключались к проблемам краснодарцев. Принимали участие в разработке мероприятий по борьбе с нелегальными перевозчиками. В Москве эта работа дала свои результаты (порядка 90 процентов нелегалов вытеснено с рынка), этот опыт мы хотим распространить в регионах. Сейчас формируем пул экспертов, который поможет развивать общественный транспорт в интересах местных жителей.
– Куда могут обратиться кубанцы с жалобами, своими предложениями по разрешению проблем, связанных с транспортом?
– Достаточно зайти на наш официальный сайт все пассажиры.рф. Там указаны все контакты. Работает телефон горячей линии 8 (495) 792-40-20.