На днях в редакцию газеты «Анапское Черноморье», которую я сейчас возглавляю, прислали показательное видео. Жители станицы Гостагаевской под Анапой жалуются на проблемы с энергоснабжением. Справедливо жалуются: их дома часто отключают от электричества, а еще напряжение скачет. Вот у народа и накипело – 100 человек в течение 40 минут рассказывают об этой актуальнейшей проблеме.
Мы, конечно, тут же написали запрос в энергопоставляющую компанию, мол, вы что там себе думаете? Из-за вас людям уже совсем невмоготу жить.
Нам ответили быстро. Рассказали, сколько новых линий проложено, сколько подстанций установлено, сколько отремонтировано, сколько будут делать в нынешнем году. Но во всем ответе красной линией звучало, что за таким бешеным строительством новых домов энергетики угнаться не могут в принципе. И в большинстве случаев электричество отключалось для того, чтобы подключать новых пользователей – 1300 абонентов за три года! Почти пять тысяч новых жителей. Хватит еще на одну станицу. Вот уж понаехали, так понаехали…
Да, на Кубань люди стремились всегда. Юг, тепло, моря, горы. В общем, все, что душе угодно. Как говорила одна моя знакомая, за пределы Краснодарского края на отдых можно никогда не выезжать. Незачем! Вот за это райское местечко и разворачивается конкуренция между местными и вновь прибывающими. И «кубаноиды» ворчат на мигрантов, что из-за тех работы нет, детей в садик не устроишь, традиций наших они не понимают, балакать не вмиють, а только жалуются на все подряд и бузят. А «понаехи», в свою очередь, считают местных хитрыми, недружелюбными ретроградами, зацикленными на осознании своего кубанского величия.
Между яркими представителями этих общностей временами разворачиваются такие нешуточные баталии в сети, что аж ужас охватывает. Думаешь, вот сейчас встанет народ от мониторов своих компьютеров, погаснут экраны мобильных телефонов, как выйдут во двор стенка на стенку. И понесется…
Да только не понесется. Потому что в реальности никакого противостояния нет. Никто даже не вздумает случайного прохожего, который «акает», обзывать плохими словами только за то, что он не «шокает». И дети в школе дружат друг с другом совсем по другим критериям. И работодателей, когда они смотрят в резюме кандидата на какую-либо должность, интересуют исключительно деловые качества, а не из какого региона он «понаехал».
Мало того, когда мы жен себе выбираем, точнее – они нас, то вопрос «А сколько лет ты живешь на Кубани?» вообще не стоит. Так что это широко известное в узких кругах противостояние носит какой-то иллюзорный характер. Позубоскалить в компании, написать какой-нибудь комментарий в соцсетях или что-то в этом роде сделать можно, но не более того. Потому что всех нас, «кубаноидов», «понаехов», да бог знает, кого еще, объединяют две вещи. Во-первых, все мы – люди. А во-вторых, граждане великой и необъятной страны. И это перевесит все остальное. И всегда.
Хотя, конечно, есть вопросы, которые нужно решать, пока они не привели к огромным проблемам. И первая – что-то делать с мощным миграционным потоком, который заполняет Кубань. Безусловно, речь ни в коем случае не идет о том, чтобы запрещать людям переезжать сюда. Свобода передвижения и места жительства – их законные права. Но ужесточение градостроительного законодательства – мера полностью оправданная. Социальная ответственность застройщиков должна быть серьезно повышена. Если ты зарабатываешь на простом человеческом желании переехать в хороший город или станицу, нет вопросов. Но тогда, будь добр, вложись в строительство школы, садика, поликлиники, поучаствуй в прокладке инженерных сетей. В общем, сделай так, чтобы жить в Краснодарском крае было комфортно. Это в общих интересах, не так ли?
Ну а для самых верных хранителей старины, с подозрением смотрящих в сторону «понаехов», расскажу одну историю из жизни. Шесть с половиной лет назад, судьба забросила нас с женой на Кубань в благословенную станицу Каневскую. И вот как-то возвращаемся мы из местного зоопарка, скользим глазами по домам станичников и вдруг замираем в изумлении. На фасаде одного из домов табличка – «Улица Чигиринская». А моя жена как раз родом из этого города в нынешней Черкасской области. Откуда это название? Прозрение пришло почти сразу. Ее земляки в составе Каневского куреня переселились сюда в конце XVIII века, обжились и дали название этой улице. А она, получается, воссоединилась с ними через 220 лет. И кто после этого здесь «понаехи»?