Кубанские Новости
Общество
Белла Перекопская

В Краснодаре будут сносить шлагбаумы, мешающие проезду пожарных машин

В Краснодаре будут сносить шлагбаумы, мешающие проезду пожарных машин
Фото: Михаил Ступин

Убрать препятствия на пути экстренных служб требуют новые правила пожарной безопасности.

Они вступили в силу с начала года. Новый закон обязует жителей обеспечить свободный проезд пожарной техники во дворах многоквартирных домов. Требования прописаны детально – все шлагбаумы и любые другие преграды при подъезде пожарной спецтехники должны быть заблаговременно открыты или разблокированы.

Означает ли это, что жильцам многоэтажек придется разбирать все заградительные установки перед придомовыми территориями? И как тогда обезопасить двор от нежеланных гостей? В новых правилах вместе со специалистами разбирался корреспондент «КН».

Шлагбаумы вне закона?

Многие краснодарцы уже заволновались. Ведь в кубанской столице, как и в других крупных городах, установка шлагбаумов на въездах во дворы жилых комплексов стала обычной практикой. Так жильцы многоквартирных домов обеспечивают себе безопасность и парковочные места. По их мнению, если убрать заграждения, то территория у дома тут же превратится в хаотичную парковку.

Однако в число тех, для кого закрыт въезд на придомовую территорию, попадают и оперативные службы. У пожарных, к примеру, есть четкие нормативы прибытия на тушение огня. Здесь важна каждая секунда. Но иногда спасателям, вместо того чтобы заниматься спасением людей, приходится тратить время на поиски тех, кто откроет им въезд, или ломать заграждения с помощью специальных инструментов.

Чтобы исключить такие случаи, МЧС России с 1 января получило право требовать от собственников демонтажа заграждений, которые мешают проезду пожарных машин.

Это не значит, что все установленные шлагбаумы на придворовых территориях с 1 января начнут сносить. Запрет не коснется тех устройств, которые управляются охраной или, к примеру, снабжены экстренной кнопкой, мгновенно снимающей блокировку.

МЧС России с 1 января получило право требовать от собственников демонтажа заграждений, которые мешают проезду пожарных машин.

– Требования сегодня сводятся к тому, что в круглосуточном режиме для заезда пожарной техники либо требуются вахтеры, либо все это должно быть оборудовано в автоматическом режиме, чтобы беспрепятственно в любой момент службы МЧС могли проехать на тот или иной земельный участок, – пояснил мэр Краснодара Евгений Первышов.

Если в каких-то дворах это требование не будет выполнено, то МЧС обяжет демонтировать не соответствующие нормам устройства либо придется их ломать и сносить прямо во время экстренного вызова, а владельцы потом через суд получат еще и нешуточный штраф до 200 тыс. рублей. Под запрет попадают также бетонные блоки, ворота и другие блокираторы, которые могут стать препятствием для проезда пожарного транспорта. К слову, под штраф попадают не только механические ограничители въезда, но даже зеленые насаждения.

Жми на кнопку

Власти Краснодара уже начали проверку шлагбаумов и ограждений на соблюдение противопожарных требований. Пока проводятся информирование и разъяснительная работа. Об этом на брифинге для журналистов рассказал начальник управления гражданской защиты города Виталий Казликин:

– Речь идет не о том, что взять и бездумно демонтировать то, что было установлено. Вполне понятна цель граждан, которые благоустроили свою территорию, ухаживают за ней, свободно паркуют транспорт. Поэтому стараемся донести всем представителям хозяйствующих субъектов, товариществ собственников жилья, управляющих компаний, что новые требования не несут полного запрета. Это требование направлено на обеспечение беспрепятственного проезда оперативных служб.

В старых правилах пожарной безопасности не было конкретных указаний к оградительным механизмам. Но практика показала, что именно они нередко становятся большой проблемой и спасателям приходится терять драгоценные секунды на демонтаж препятствий.

Новые правила предписывают держать проезд пожарной техники к домам и подъезд ее к местам подключения пожарных рукавов полностью свободным.

– В документе есть четко прописанное требование к заградительным механизмам – они должны незамедлительно открываться либо снимать блокировку при срабатывании автоматической сигнализации, когда подъезжает пожарная техника. Это не только шлагбаумы – ворота, любые откатные механизмы, – сообщил начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Виталий Немеренко.

Допускается и открытие шлагбаума вручную. При этом должно быть организовано круглосуточное дежурство персонала. И еще один вариант – дистанционный. Дежурный может располагаться удаленно, но при этом он должен обеспечить видеонаблюдение или аудиосвязь.

Представитель МЧС также добавил, что бездействие и противоправные действия, мешающие работе пожарных подразделений, будут караться с точки зрения закона. Штраф за нарушение требований пожарной безопасности для граждан – до 3 тыс., должностных лиц – до 15 тыс., юридических – до 200 тыс.

– Мы верим, что граждане прислушаются и примут необходимые меры. С теми, кто не отреагирует, нам придется работать в административном порядке, а возможно, и в судебном. В городе есть все силы и инструменты, чтобы навести порядок. Проблема острая. Связана она с обеспечением жизни и здоровья людей, – подчеркнул начальник управления гражданской защиты города Виталий Казликин.

Лягушкам здесь не место

Как обеспечить режим беспрепятственного пропуска – демонтировать или менять принцип работы шлагбаума, решать управляющим компаниям и собственникам жилья. Конечно, недовольные новыми требованиями будут. Проводить переоснащение механизмов придется за свой счет. Но если шлагбаум был установлен легально и по правилам, особые перемены не грозят.

Однако новые правила не касаются дворов, где земельный участок находится в муниципальной собственности. Здесь, как и раньше, шлагбаумы или бетонные перекрытия, перекрывающие проезд, устанавливать нельзя – с ними муниципальные службы боролись и будут бороться всегда.

Возмущены таким самовольством и многие жители города. Достаточно почитать, что пишут горожане в соцсетях по поводу стихийных преград на улицах Казбекской, Петина, Эльбрусской, Московской, Селезнева и многих других. Из-за нелегальных шлагбаумов, преграждающих проезд жителям близлежащих домов, не раз разгорались настоящие дворовые войны.

– Если земельный участок является муниципальной собственностью, то никаких шлагбаумов или бетонных блоков на общей территории не должно быть. Мы проводим проверки, выявляем эти шлагбаумы и демонтируем, чтобы они не перегораживали проезд общественному транспорту, жителям близлежащих домов, – сказал заместитель начальника управления муниципального контроля, начальник отдела контроля за размещением временных сооружений администрации Краснодара Станислав Прасол.

Под постоянным контролем и дороги общего пользования. Здесь с регулярностью появляются столбики с цепями, железобетонные блоки. Особо предприимчивые товарищи устанавливают специальные блокираторы, в народе называемые «лягушками».

– Реагируем на обращения граждан, проводим регулярные объезды, выявляя заграждения на дороге. Эта работа на постоянном контроле. В прошлом году мы демонтировали 50 различных препятствий, с начала этого года убрали уже 12, последний адрес на Неустроева, 29. В списке еще 60 объектов, и он постоянно пополняется. Есть особо проблемные участки, которые требуют постоянного контроля. К примеру, опытно-производственное хозяйство «Колос», – рассказал начальник отдела развития парковочного пространства городского департамента транспорта и дорожного хозяйства Роман Мануйлов.

Решить все эти проблемы можно только совместными усилиями, считают власти города. Поэтому к работе по наведению порядка на краснодарских улицах, дорогах и во дворах подключились все службы, главы внутригородских округов. С управляющими компаниями и ТСЖ работают специалисты управления по жилищным вопросам.

Городу важно, чтобы его жители поняли и приняли проблему, суть которой не в запретах и штрафах. Нужно добиться результата. Ведь цель перемен благая – спасенные жизни.

Что теперь под запретом?

Все, что мешает проезду пожарной техники для выполнения оперативной задачи: шлагбаум, бетонный блок, дерево, бетонная плита и т. д. По правилам, открыты должны быть все въезды. На возгорание в многоквартирном доме выезжает несколько пожарных расчетов, с какой стороны подъедет каждый из них, никто не знает. Искать пути объезда во время пожара некогда.

В каких случаях шлагбаум можно оставить?

Необходимо соблюдение хотя бы одного из пунктов:

  • Связь шлагбаума с системой противопожарной сигнализации. Это возможно в домах, в которых она установлена. Если в случае срабатывания сигнализации шлагбаум автоматически поднимается и фиксируется в открытом положении, оставить его можно.

  • Круглосуточное дежурство персонала в месте установки шлагбаума. В этом случае открыть шлагбаум сможет охранник или консьерж.

  • Установка специального устройства аудио- и видеосвязи, которое связано с диспетчерским пунктом. При подъезде пожарного подразделения к шлагбауму сотрудники МЧС нажимают кнопку, а диспетчер дистанционно незамедлительно открывает шлагбаум.

Показать еще