– Сергей Валентинович, вы как региональный омбудсмен стоите на защите прав человека в Краснодарском крае. А что говорят сами кубанцы о том, насколько соблюдаются их права?
– У нас было два социологических исследования на эту тему. Они показали, что чуть больше половины жителей Краснодарского края считают, что права человека на Кубани в целом соблюдаются. Я как уполномоченный отмечаю, что, конечно, случаи нарушения прав человека в регионе есть, но они не носят системного характера.
– Тем не менее, к вам как к Уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае регулярно поступают обращения. С какими нарушениями чаще всего они связаны?
– Если взять 2020 год, то, исходя из анализа обращений в адрес уполномоченного, а они делятся на устные, письменные и поступившие в ходе личного приема, чаще всего граждане заявляли о нарушении их социальных прав. Это назначение и выплата пенсий, социальных пособий, проблемы, связанные с медицинской помощью и охраной здоровья, и другие. Таких жалоб поступило 822. То есть 41 процент от всех обращений. Далее идут нарушения личных прав – 23 процента обращений, экономических – порядка 16 процентов. Также в аппарат уполномоченного поступали обращения по поводу нарушения культурных, образовательных, экологических прав. Наименьшее количество жалоб мы зарегистрировали по поводу нарушения политических прав. В прошлом году было всего три таких обращения.
– В 2020 году серьезные коррективы во все сферы нашей жизни внесла пандемия COVID-19. Повлияла ли она на характер обращений? В частности регистрировали ли вы жалобы на нарушение прав, связанные с режимом карантина?
– Дело в том, что с подобной пандемией человечество ранее не сталкивалось. Когда в нашу страну пришла новая коронавирусная инфекция, она заставила как федеральные, так и региональные власти работать интуитивно, чтобы снизить риски заболеваемости. Поэтому ограничительные меры, которые принимались во время первой волны распространения вируса, иногда были избыточно жесткими. Но в целом была проделана большая работа. Ведь, если посмотреть на ситуацию и на статистику заболеваемости в регионе и в России, по сравнению с первой волной, сегодня мы наблюдаем кратное увеличение степени ответственности в поведении людей, их стремление сохранить свое здоровье и здоровье окружающих. Внушают оптимизм и серьезные достижения науки в борьбе с новой коронавирусной инфекцией. Я имею в виду методы лечения, создание вакцины, начало масштабной кампании по вакцинации.
При этом хочу напомнить, что Краснодарский край во время первой волны пандемии оказался на втором месте после Татарстана в списке регионов, которые активно применяли статьи административного законодательства против нарушителей соблюдения ограничительных мероприятий. В этот период мы фиксировали ряд вполне обоснованных обращений по поводу нарушений прав человека. Один из таких громких случаев был связан с составлением административного протокола на 74-летнего ветерана труда из Новороссийска. Пожилой человек во время карантина вышел купить продукты, чуть отклонился от маршрута, рекомендованного Роспотребнадзором, и был доставлен без всяких объяснений нарядом полиции в отделение. Материалы были переданы в суд, который назначил пенсионеру штраф. Я, внимательно изучив все подробности этого случая, инициировал обращение в прокуратуру. В итоге суд апелляционной инстанции отменил принятое ранее решение и освободил ветерана от уплаты штрафа.
Были и другие примеры, когда некоторые муниципалитеты во время первой волны, в нарушение прав жителей, загораживали въезд в населенные пункты автомобилями, искусственными насыпями. Сейчас, повторюсь, удалось преодолеть эти перегибы. Ситуация выравнивается. В том числе благодаря взвешенным решениям властей и органов санитарно-эпидемиологического надзора.
В период карантина, кстати, мы активно пользовались средствами современной коммуникации. У нас было более двух тысяч обращений в телефонном режиме с подробными квалифицированными консультациями, действовала онлайн-приемная. То есть работа не остановилась.
– В целом, если говорить о результативности работы уполномоченного, какие еще проблемные ситуации удалось разрешить благодаря вашему содействию в 2020 году?
– Часто удавалось успешно решать жилищные проблемы. Как правило, они были связаны с невозможностью граждан выплачивать ипотечные кредиты из-за форс-мажорных обстоятельств. Были примеры по удачному завершению довольно длительных процедур восстановления российского гражданства. В целом хочу заметить, что ни одно обращение не осталось без внимания. Ведь работа с жалобами и обращениями – это основное направление деятельности омбудсмена.
– Кстати, на ваш взгляд, чтобы успешно содействовать решению проблем людей, которые к вам обращаются, какими еще важными качествами должен обладать омбудсмен, кроме профессиональных?
– Я убежден, что наряду с навыками, опытом и авторитетом у уполномоченного должна быть высокая планка совести и сочувствия. Без этого сложно работать с обращениями и вникать в проблемы людей, заслужить их доверие. Ведь главный критерий эффективности труда уполномоченного – это не статистика, а та оценка, которую дают ему сами люди.
Письменные обращения в адрес Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае направляются почтой по адресу: 350063, Краснодар, ул. Советская, д. 35 или по факсу: 8 (861) 268-09-45, а также через онлайн-приемную на сайте kubanombudsman.org или по e-mail: ombudsman@kubanombudsman.org. Записаться на личный прием по телефону 8 (861) 268-09-45.
– Вы работаете не только с обращениями граждан. Каких результатов удалось добиться по другим направлениям деятельности?
– Да, работа государственного правозащитника строится по пяти направлениям. Главное из них – это, конечно, рассмотрение обращений. Также осуществляется взаимодействие с органами власти и общественными объединениями. Отмечу, что с федеральными и региональными властями у нас не первый год налажен хороший контакт. И это приносит свои плоды, увеличивая коэффициент положительного рассмотрения обращений от жителей края. Также в сфере деятельности уполномоченного – межрегиональное и международное сотрудничество. В период пандемии благодаря хорошему взаимодействию с коллегами, в том числе и из других стран, удалось оказать содействие возвращению домой наших граждан из стран Европы, Африки, Азии и Индии.
Еще одно направление – инициирование общественного контроля. В прошлом году его не пришлось применять. Считаю, кстати, что инициатива по осуществлению общественного контроля в большей степени должна все-таки исходить от самих общественников.
И пятое направление – правовое просвещение. Это то, что, на мой взгляд, необходимо активно развивать. Ведь многие обращения как раз порождает незнание гражданами своих прав и путей для их реализации. И начинать заниматься правовым просвещением необходимо даже не со школы, а с детского сада.
– Насколько эффективно вам помогает созданный при Уполномоченном по правам человека экспертный совет?
– В работе совета задействованы представители разных профессий и общественных объединений, которые являются экспертами в той или иной области. С их помощью омбудсмен может посмотреть на конкретную проблему наиболее полно и объективно. Благодаря этому аппаратом уполномоченного вырабатываются обоснованные рекомендации органам власти, которые позволяют более эффективно проводить работу по соблюдению прав человека.
– На ваш взгляд, каким будет, по большей части, характер обращений в этом году? И какова в целом тенденция развития института Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае?
– Характер обращений к уполномеченному во многом зависит от внутриполитической, экономической, социальной ситуации в стране и в конкретном регионе. И если сегодня граждан чаще всего волнуют их социальные права, то этой сферой и надо в будущем серьезно заниматься. Если власти будут слышать проблемы, о которых говорят люди, решать их, то количество обращений закономерно начнет снижаться.
В то же время я не думаю, что даже при близкой к идеальной ситуации в государстве обращения полностью исчезнут. Соблюдение прав – это принцип, реализация которого самим же человеком всегда ставится под сомнение. Поэтому мы с коллегами – омбудсменами – на ближайшее время без работы не останемся. Что касается развития института уполномоченного, в этом плане уже много сделано на федеральном уровне, были приняты законы, которые укрепили сам институт уполномоченного. Они служат гарантом его независимости и в то же время дают возможность региональным властям поддерживать статус уполномоченного в регионах. Я думаю, что этот институт будет жить и развиваться, потому что очевидно, что в Российской Федерации понятия «права человека» и «их соблюдение» сегодня занимают важное место.