Кубанские Новости
Общество
Виктория Сологуб

«Солдатская мать». Ольга Воротецкая рассказала о сыновьях, о войне и счастье делать добро

«Солдатская мать». Ольга Воротецкая рассказала о сыновьях, о войне и счастье делать добро
Ольга Воротецкая
Фото: Виктория Сологуб
В мае будет уже четверть века, как Ольга Воротецкая возглавляет анапский комитет солдатских матерей. Наверно, свое женское пред

Она, пожалуй, единственная в своем городе, кто может обратиться «сынок!» и к молодому депутату, и к командиру анапского артполка. И они не возражают. А если кто удивляется, она только улыбается: «Мне можно! У меня за 25 лет одних призывных кампаний столько прошло, что уже целая дивизия сынков!»

Личное дело

Ольга Воротецкая родилась в Анапе. Выпускница школы № 5. Окончила Краснодарское педагогическое училище, затем – исторический факультет Кубанского госуниверситета. Работала воспитателем в пансионате «Ласточка», корреспондентом газеты «Советское Черноморье», редактором телепередач на ТВ «Анапа», затем – на радио «Анапа». С 1996 года возглавляет комитет солдатских матерей города-курорта. Член президиума совета ветеранов войны, труда и Вооруженных сил города-курорта.

Награды: медали «Никто, кроме нас», «70 лет 7-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии (горной)», «XXV лет Совету родителей военнослужащих России», «25 лет боевых действий на Северном Кавказе», «Участнику поискового движения», почетный знак «70 лет Великой Победы». В прошлом году была удостоена нагрудного знака «Общественное признание – гордость Анапы». Грамоты, благодарности губернатора, ветеранских организаций, краевого комитета солдатских матерей.

Держаться корней

Мы познакомились где-то в 1996 году. Тогда в 1141-м артполку собирали гуманитарный поезд нашим солдатам в Чечню. И Ольга вместе с мамой Валентиной Васильевной грузили на машину соленья, варенья, сгущенку, собранные анапскими школьниками тетрадки, ручки. Валентина Васильевна и ее фольклорный коллектив «Анапские казачки» ездили по военным госпиталям края – давали концерты раненым. А в их доме на улице Кати Соловьяновой постоянно жили то солдатики, которых отпустили в увольнение, то родители, приехавшие навестить сыновей. В выходные мальчишки с десантной части приходили – пирогов поесть, борща домашнего. Так что, если Ольга всегда была солдатской мамой, то ее мама – солдатской бабушкой. Валентина Пашкова ушла из жизни в конце прошлого года.

– Я коренная анапчанка уже в четвертом поколении, – рассказала Ольга Воротецкая. – Еще с 1870 года на этой земле, в Красном Кургане, жила моя прабабка Евдокия Сорокина. Я очень горжусь своими корнями. И во время шествия «Бессмертного полка» с гордостью несу портреты обоих моих дедов. Один всю войну прошел, был водителем «Катюши», участвовал в историческом параде на Красной площади 7 ноября 1941 года. Второй в Крыму в 1943 году попал в плен. Прошел самые страшные фашистские концлагеря и советский ГУЛАГ. И выжил.

Если беда

Ольга Воротецкая – человек неугомонный и неравнодушный. Потому, когда случается беда, горожане часто идут к ней. Так было и в первую, и во вторую чеченские кампании. Многие, наверное, помнят случай, когда двое парней из поселков Виноградного и Цибанобалки, попали в плен в Чечне. Пришлось срочно предпринимать поиски и собирать деньги для выкупа. Тогда Воротецкая подняла всех. Дошло до тогдашнего губернатора Николая Кондратенко, благодаря вмешательству которого удалось вызволить ребят.

Другой случай. Пришел в Анапу «груз 200». Но мать, как обезумевшая, твердила, что в закрытом гробу не ее мальчик, ее сын жив. Ольга Воротецкая обратилась за помощью к священнику, он исповедал женщину, и тут выяснилось, что сын ее и вправду жив. Он покинул расположение части и каким-то чудом добрался до дома. И мать вот уже несколько недель прячет его, чуть ли не под кроватью. Благодаря участию многих людей история закончилась хорошо. Парень дослуживал уже в Анапе.

А сколько уже после Чечни было драматических ситуаций, связанных с дедовщиной. Когда плачущая мать солдатика звонила Ольге Викторовне часа в два ночи: «Сына в армии избили!» И та, едва дождавшись утра, принималась звонить во все инстанции. Еще и потому, что ей как никому знакома эта материнская боль. У самой была такая же история со старшим, Антоном. Или соседка, сын которой служил в Дагестане, прибегала со своей бедой: «Сережа позвонил, говорит, разбил себе голову и сломал руку». Уже через несколько часов в воинской части были сотрудники военной прокуратуры, которые подтвердили факт неуставных отношений. И виновные были наказаны.

Ольга Воротецкая во время присяги пополнения технополиса ЭРА на Малой Земле.
Ольга Воротецкая во время присяги пополнения технополиса ЭРА на Малой Земле.

На самом деле было много людей, которые с готовностью откликались на боль и просьбы Ольги. Например, Алла Шпак – супруга легендарного командующего ВДВ, дружбой с которой она особенно дорожит.

– Я очень многому у нее научилась, – призналась Ольга Воротецкая. – Я навсегда запомнила, как, бывая в воинских частях, Алла Григорьевна по-матерински проверяла, есть ли носки у мальчишек, теплое белье, что они едят. И ко всем обращалась «сынок». Ей на это давало право и то, что они с мужем во вторую чеченскую потеряли сына.

Сейчас, слава богу, война позади. Но она все также принимает участие в судьбах мальчишек. Так было с парнишкой, которого год назад убили какие-то мерзавцы. Он оканчивал Новороссийский морской университет им. Ф. Ушакова, должен был уже идти на корабль. И все оборвалось. Комитет солдатских матерей помогал родителям собрать деньги на похороны. И теперь мать этого мальчика – главная помощница Ольги.

Возмутитель спокойствия

– Пандемия людей изменила, – убеждена Ольга Воротецкая. – Мне звонили: «Помогите, даже молока нет детям. В Красном Кургане очень бедная многодетная семья, в Красном – две. Я обращалась за помощью. И ехали, покупали семье продукты, отвозили детям памперсы. Низкий поклон всем. Я убедилась, что у нас в Анапе немало неравнодушных людей, которые сами предлагают помощь.

Да, люди отзывались. Но все-таки это она – главный «возмутитель спокойствия». Обзванивает, просит, стучится. При этом мало кто знает, что в тот самый момент у нее самой тяжело больная мама была на руках. И сын-инвалид, нуждающийся в реабилитации.

Помогают и молодые депутаты, и общественники. В результате на Новый год удалось отправить посылки военным врачам, которые несут службу за пределами нашей Родины, накрыть стол для военнослужащих в 1141-м артполку 7-й дивизии ВДВ, вручить подарки ребятам, которые лежат в военном госпитале, организовать продуктовые наборы для многодетных семей. И вот к 23 Февраля с помощью депутатов Совета отправить подарки на военный полигон в Крым, где десантники живут в палатках.

И только-только гуманитарный груз достиг места назначения, как она уже звонит с другой идеей: «Я вот что придумала! Давайте акцию «Женщины в погонах» проведем. И женщинам просто букетики тюльпанов вручим. А?!»

Чтобы помнили

Ольга жалеет о том, что ей не хватает времени и средств на творчество. Ее любимое детище – киностудия Юнона-action. Более 10 лет она участвует в фестивале документального кино «Спасти и сохранить» в Ханты-Мансийске. И ее фильм «Островок детства» получил специальную награду в 2003 году, дипломантами стали «Утришские симфонии», «Мелодии черноморского побережья», «Остров птиц».

Лет 20 назад, когда Анапу вдруг открыли для себя киношники, именно Ольга Воротецкая была главным ответственным по подбору натуры и массовки. С ее участием снимались «Спецназ», «Слепой», «Марш-бросок», «Грозовые ворота» и «Честь имею!».

А сколько еще творческих замыслов! Она рассказывает о сценариях фильмов, которые ждут своей очереди, о планах провести фестиваль детского кино, о большом проекте «Чтобы помнили», посвященном героям дня сегодняшнего и ребятам-поисковикам. Она сама состоит в поисковом отряде «Вымпел». В частности участвовала в прошлогодней экспедиции, когда в Благовещенской подняли останки 14 воинов.

В прошлом году комитет солдатских матерей Анапы получил грамоту губернатора Кубани как лучший в крае. В нынешнем году Ольга Воротецкая избрана еще и членом президиума Совета ветеранов войны города-курорта. А ведь она еще и мама двух взрослых сыновей. Так что, сказать по чести, забот и без того хватает. Спрашиваю, не думала ли отойти от дел. Ну, там – усталость, моральное выгорание... Она улыбается:

– Знаете, мне нравятся слова одного мудреца: «Жизнь человеку дается для того, чтобы успевать делать на этой земле добро». Вот я и тороплюсь.