Кубанские Новости
Общество
Евгения Яковенко

Лифт в будущее: как на Кубани готовят школьников к выбору профессии

Лифт в будущее: как на Кубани готовят школьников к выбору профессии
Если еще лет 10–15 назад все хотели быть юристами и экономистами, то теперь в моде снова так называемые рабочие профессии.если еще лет 10–15 назад все хотели быть юристами и экономистами, то теперь в моде снова так называемые рабочие профессии.
Фото: Юрий Ходзицкий
Какие профессии сегодня в тренде и как не ошибиться в их выборе.

Юристы уже не в моде

Все работы хороши, выбирай на вкус! Помните знаменитую фразу из стихотворения Владимира Маяковского? Безусловно, плохих профессий не существует. Но есть специальности, которые востребованы здесь и сейчас, или, проще говоря, находятся в тренде. И если еще лет 10–15 назад все хотели быть юристами и экономистами, то теперь в моде снова так называемые рабочие профессии. Спрос на них диктует умная промышленность, которая сегодня стала драйвером развития российских регионов, в том числе Краснодарского края. Именно в эту отрасль охотнее всего вкладывают средства крупные инвесторы. И здесь без грамотных инженеров и тех, кто будет работать на современных, начиненных электроникой станках, не обойтись. Кроме того, Кубань остается главной житницей страны и курортным центром юга России. А значит, у региона по-прежнему есть большая потребность в специальностях, связанных с сельским хозяйством и сферой гостеприимства, что, собственно, подтверждают данные краевой службы занятости.


Чтобы делать экономику, мы должны четко понимать, что начинается она с обычных рабочих профессий. Жизнь как раз начинается с обычных токарей, водителей, с заводов, фабрик. Молодежь туда тоже должна идти.

В.И.Кондратьев.jpg
Вениамин Кондратьев, губернатор Краснодарского края

Сегодня в регионе доступно больше 50 тыс. вакансий. Среди самых востребованных – станочники, токари, фрезеровщики, машинисты, виноградари, овощеводы и садоводы. В краевом банке вакансий более 200 предложений с заработной платой выше 100 тыс. рублей, где требуются высококвалифицированные специалисты, способные работать по международным стандартам качества. Это инженеры-программисты, инженеры-технологи и электрогазосварщики.

Ежегодно с марта-апреля отмечается рост количества сезонных вакансий в сфере гостеприимства. Этот год не стал исключением. Уже сейчас на кубанские курорты требуются администраторы, горничные, официанты, бармены, повара, продавцы. Всего на сегодняшний день в краевом банке вакансий заявлено 7,7 тыс. вакансий на временную и сезонную работу.

Проинформирован – профориентирован

Стоит отметить, что работодатели сегодня все чаще отдают предпочтение молодым специалистам, для которых открываются большие перспективы стажировки и дальнейшего карьерного роста. Поэтому тот факт, насколько ответственно сегодняшний школьник отнесется к выбору своей будущей профессии и будет ли она отвечать современным реалиям и запросам экономики, приобретает первостепенное значение.

Поэтому в Краснодарском крае профориентационной работе уделяют особое внимание. Как сообщили в краевом министерстве образования, науки и молодежной политики, еще в начальной школе педагоги стараются заложить в детях правильное отношение к труду, понимание важности его роли в жизни человека. Ученики 5–7-х классов включаются в разные виды общественно полезной работы, так у них формируется интерес к профессиональной деятельности и представления о собственных возможностях. Профориентация в 8–9-х классах строится уже в формате консультирования, цель которого – помочь подростку осознать свои интересы и мотивы выбора профессии, определить его дальнейший профиль обучения. А выпускникам школ оказывают содействие в корректировке их профессиональных планов.

При этом сам формат профориентационной работы в школах буквально за последние пару-тройку лет претерпел трансформацию. По-прежнему используются хорошо знакомые с советских времен инструменты профессионального самоопределения, такие как дни открытых дверей, фестивали профессий, профориентационные олимпиады. Вместе с тем с учетом возможностей глобальной информационной среды все большую популярность сегодня приобретают дистанционные формы и технологические площадки знакомства школьников с разными профессиями.

Справка «КН»

Профориентация в школе – это комплекс программ для выявления у учащихся склонностей и талантов к определенным видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во время внешкольной работы с учащимися и их родителями. Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием учеников, следовательно, профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как каждого подростка, так и общества в целом.

Краснодарский край является активным участником таких федеральных платформ, направленных на профориентацию подростков. Среди них интернет-проект для школьников 6–11-х классов «Билет в будущее». На этом ресурсе, который входит в нацпроект «Образование» и создан по поручению президента России, ребята могут получить подробную информацию о разных специальностях и навыках, которые необходимы для их освоения. На платформе представлено около 100 профессий, почти половина – в сферах промышленного производства, строительства, технологии и инженерии. Здесь же подросткам предлагают пройти тесты на выявление склонностей к той или иной специальности.

Кубанские школьники могут посетить открытые онлайн-уроки «Шоу профессий». Эта платформа создана с учетом цикла подобных уроков цифрового ресурса «Проектория», где подростки узнают об особенностях разных профессий, а спикерами становятся самые известные люди страны.

Кроме того, для проведения профориентационных мероприятий в школах широко используются такие федеральные платформы, как интерактивная сеть организаций и проектов «Траектория онлайн» – молодежная площадка, где школьники и студенты могут бесплатно пройти тестирование и узнать, какие учебные заведения и места работы им подходят с учетом психологических и личностных характеристик, а также «Атлас новых профессий» – альманах профессий будущего, актуальных для российской экономики.

Кстати, все эти ресурсы сегодня включены в разделы большой краевой электронной платформы «ПрофНавигатор». Ее девиз: «Проинформирован – профориентирован». Кроме федеральных проектов, здесь собрана подробная информация о колледжах и вузах Краснодарского края, типичных ошибках, которые делают молодые люди при выборе специальности, доступно профориентационное онлайн-тестирование.

Также в крае по направлению профориентации активно работают специальные центры, которые помогают школьникам узнать азы современных востребованных профессий, связанных с программированием и робототехникой. Это центры образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» и высокотехнологичные детские технопарки «Кванториум», которые создаются в том числе и на базе школ.

Уже с 7-го класса с детьми должны проводить профориентацию, чтобы к 9-му классу подростки понимали, куда они пойдут учиться и чем дальше хотят заниматься. Профориентация должна быть в каждой школе Кубани.

minkova.jpg
Анна Минькова, вице-губернатор Краснодарского края

А в 2020 году в Краснодаре начал работу Центр опережающей профессиональной подготовки. Любой школьник может обратиться в него самостоятельно, выбрав на цифровой платформе www.copp23.ru интересующую его программу. На обучение принимаются подростки с 12 лет. Центр разделил образовательные программы для школьников на несколько видов. Программы первого направления позволяют выучиться на оператора электронно-вычислительных и вычислительных машин, повара, кабельщика-спайщика, а также освоить выполнение штукатурных и декоративных работ.

Второе направление – это дополнительные общеразвивающие программы. Здесь ребятам предлагают освоить такие профессиональные направления, как воспитатель, кондитер, преподавание в младших классах, основы декоративных работ, инженерный дизайн CAD, сетевое и системное администрирование, монтаж структурированных сетей.

Кроме того, проводится профориентация школьников в рамках компетенций «Кондитерское дело», «Окраска автомобиля», «Воспитатель как игропедагог» и «Воспитатель – профессия будущего».

Обучение по направлениям можно пройти как в Краснодаре на базе самого Центра опережающей профессиональной подготовки, так и в образовательных организациях в районах, материально-технические базы которых соответствуют современным международным требованиям и стандартам «Ворлдскиллс».

Полезный тандем

Большое внимание в крае сегодня уделяют сотрудничеству школ, колледжей и техникумов. Его цель – пробудить интерес учеников к профессиям, которым обучают в ссузах. В Краснодарском колледже электронного приборостроения ребята уже с 6-го класса познают основы программирования, прототипирования и 3D-моделирования.

– У нашего колледжа с 48-м лицеем Краснодара разработана совместная программа, по которой школьники занимаются с нашими преподавателями и ведущими экспертами «Ворлдскиллс». В течение года ребята обучаются программированию, созданию сайтов, видеороликов. Этими курсами охвачено 100 человек. Есть и программы коротких курсов, где в инженерном центре, который мы открыли для школьников и студентов, ребята из разных школ могут заниматься дополнительно с нашими преподавателями робототехникой, программированием и прототипированием, – рассказал директор колледжа Сергей Касаткин.

Также для школьников проводят виртуальные экскурсии по учебному заведению и онлайн-беседы, где ребята могут задать преподавателям и руководству колледжа вопросы, связанные с направлением обучения и условиями поступления.

Результат работы есть. Школьники, которые прошли курсы, успешно выступают на юниорских чемпионатах «Ворлдскиллс» и приходят учиться в сам колледж на разные направления. Кстати, конкурс на бюджетные места здесь высокий. По словам Сергея Касаткина, на самые популярные направления – «Информационная безопасность», «Программирование», «Компьютерные системы и комплексы», связанные с программированием, поступают отличники или те ребята, у которых средний балл в аттестате после 9-го класса не ниже чем 4,7.

Примерь профессию онлайн

Во время весенних каникул в школах Краснодарского края проходит большая неделя профориентации. Для ребят разного возраста в ее рамках подобрали тематические мероприятия, которые познакомят их с актуальными профессиями и помогут с выбором будущей специальности.

Так, для учеников начальных классов проводят викторины, выставки и творческие литературные конкурсы. Для школьников с 5-го по 8-й класс организовали тестирование на выявление способностей и интересов, квесты и дискуссии о том, какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем. Подростки 8–9-х классов могут посетить профориентационные экскурсии и виртуальные туры по колледжам и техникумам Краснодарского края. Ребят с 9-го по 11-й класс познакомят с актуальными для региона специальностями, помогут скорректировать их профессиональные планы.

Для учеников школы № 11 Тимашевска в рамках недели профориентации уже провели целый цикл мероприятий.

– На территории школы у нас работали разные площадки. Девятиклассники приняли участие в квесте «Путешествие в профессию». Это ребята, которые буквально через два месяца будут стоять перед выбором – пойти учиться в колледж или техникум или дальше в 10-й класс. Чтобы помочь им определиться, мы пригласили представителей учреждений среднего профессионального образования, которые работают в районе. Это Тимашевский техникум кадровых ресурсов и филиал Кущевского медицинского колледжа в Тимашевске. Кстати, в следующем учебном году у нас в школе будет открыт химико-биологический профиль, и мы будем готовить ребят для поступления в медколледж. Также в рамках недели профориентации состоялся классный час, где родители сами рассказывали детям о своих профессиях, – поделилась с «КН» директор школы Лариса Варламова.

Кстати, по ее словам, на примере этой школы сегодня четко прослеживается тенденция: ребята стали отдавать предпочтение поступлению в колледжи и техникумы.

– Действительно, большой процент детей идет после 9-го класса для получения среднего специального образования. Остается у нас в школе дальше учиться, чтобы затем поступить в вуз, четвертая часть старшеклассников. Это говорит о том, что ребята понимают востребованность и значимость рабочих профессий, которые отвечают реалиям времени, – отметила Лариса Варламова.

В станице Ленинградской к неделе профориентации подключился Ленинградский учебный центр. Как рассказала директор учреждения Татьяна Позвонкова, центр не только принимает участие в подобных акциях, здесь ведется регулярная профориентационная работа со школьниками.

– В настоящее время мы проводим обучение по 4 программам профессиональной подготовки и 12 дополнительным общеразвивающим программам. Дети сдают экзамен и получают свидетельство о присвоении квалификации. С этим документом они уже могут трудоустраиваться или обучаться дальше в колледже или техникуме. Обучение рабочим профессиям действительно востребовано. Например, проток на программу «Слесарь по ремонту автомобилей» в центре составляет 18 процентов, повар – почти 19 процентов. Ребята приобретают практические навыки и потом открывают свои мастерские, пекарни, устраиваются поварами на побережье, – сообщила руководитель центра.

В Крымском районе для подготовки недели профориентации активно применяли современные цифровые ресурсы. В школе № 16 села Молдаванского с девятиклассниками провели интерактивное занятие «Примерочная профессий» с использованием электронного ресурса mentimetr «Профессиональные качества».

– В прошлом году на базе школы был открыт центр «Точка роста». Поэтому использование интернет-ресурсов для нас стало уже нормой. Для недели профориентации мы помогли ребятам «примерить» разные профессии с помощью портала «Проектория». А mentimetr определил, что ученики считают самым ценным в профессии. У кого-то из ребят желаемое совпало с результатами тестов, у кого-то нет. К примеру, одна из наших учениц рассказала, что мечтает стать парикмахером, а ресурс ей посоветовал обратить внимание на профессию криминалиста. В целом отмечу, что использование цифровых технологий – это современная, интересная, а главное – доступная даже в небольших сельских населенных пунктах форма профориентационной работы с учениками, – рассказала «КН» директор школы Вера Врадий.

В России растет число выпускников школ, которые планируют поступать в средние профессиональные учебные заведения.

Крупный портал вакансий Superjob провел опрос среди родителей старшеклассников всех российских федеральных округов, в том числе Южного, куда входит Краснодарский край, чтобы выяснить, намерены ли их дети после школы поступать в вузы. Оказалось, что только около 43 процентов респондентов сообщили о желании подростков продолжить обучение в институте или университете. 10 лет назад эта доля составляла 80 процентов.

Зато каждый пятый опрошенный, или 21 процент, рассказал, что его ребенок планирует поступать в среднее профессиональное учебное заведение. В 2010 году учиться в колледжах и техникумах собирался лишь каждый десятый выпускник. О том, что после школы ребенок сразу пойдет работать, сообщили 2 процента родителей.

Судя по ответам родителей выпускников, которые после школы пойдут в колледжи и техникумы, самыми популярными профессиями для обучения стали программист, автомеханик, строитель и архитектор. Школьники, которые собираются поступать в вузы, чаще всего выбирают не юридическое или экономическое направление, а специальности, связанные с информационными технологиями.

В Краснодарском крае запущена электронная платформа «ПрофНавигатор». Это помощник для учеников 7–11-х классов. Ресурс разработан краевым министерством образования, науки и молодежной политики совместно с региональным Институтом развития образования.

Здесь доступны:

  • информация о федеральных и региональных проектах профориентации;

  • навигация по колледжам, техникумам и вузам Краснодарского края;

  • диагностические материалы, технологии и методики, включая онлайн-тестирование.