– Виктор Петрович, в истории отечественной космонавтики самым сложным, с технической точки зрения, считается ваш второй полет в космос. В 1985 году вы и Владимир Джанибеков на корабле «Союз Т-13» восстановили контроль над давшей сбой станцией «Салют-7». В 2017 году про это был снят художественный фильм. Расскажите про ваш исторический полет. Вы были уверены в успешном исходе дела? Какие мысли были у вас тогда?
– В тот момент мы думали о том, что точно вернемся домой. Мы долго готовились к встрече со станцией и верили в нашу технику. Инструкторы придумывали нам самые сложные элементы, которые сначала отрабатывались на тренажерах.
Мы два дня добирались до станции и, когда подошли, поняли, что сможем состыковаться. Большого вращения не было, были угловые скорости по двум осям, поэтому Володя Джанибеков просто мастерски подвел станцию.
После того как Земля дала добро, выдали импульс на сближение, мы поняли, что состыковались. И дальше стали думать, как же ее восстановить. Позже я описал события нашей экспедиции в своей книге «Записки с мертвой станции».
– Насколько достоверно показана ситуация в фильме «Союз-7»?
– В картине показали две попытки, а мы состыковались со станцией с первого раза. Фильм был сделан по моей книге. Я два года консультировал съемочную группу. Но меня даже не указали в титрах.
– Приехав в Сочи, вы прошли с экскурсией по новому туристическому «Гагаринскому маршруту». Поделитесь впечатлениями.
– Считаю, что это хорошая инициатива. Сложно судить, все ли достоверно на маршруте. Мне не хватило табличек, указателей, которые бы украшали дома и рассказывали, что это за здания, кто в них жил. Маршрут проходит по Цветному бульвару, знаю, что здесь раньше был аэродром. Потом мы дошли до парка «Ривьера», где на аллее Космонавтов посадили деревья. Мое дерево там уже растет, я его проведал.
– Расскажите про ваше дерево. Когда вы его посадили?
– Я посадил в парке магнолию в свой первый приезд в Сочи, после своего первого полета, в 1981 году. Тогда я проходил с коллегами реабилитацию в Пицунде, а в городе в то время отдыхал Виталий Севастьянов. И он позвал нас сюда, сажать деревья. Мы приехали в «Ривьеру», был жуткий ливень, хорошо, что ямки для деревьев были уже выкопаны.
Мы под одним зонтиком все вместе посадили саженцы. В следующий раз я приехал в Сочи лет через 15 и увидел, что моя магнолия растет. Сегодня я нашел свое дерево. Оно сильно выросло за 40 лет. И еще раз убедился, что все деревья, которые здесь посажены космонавтами, живут, растут, сочинцы ухаживают за ними, берегут и заботятся. Спасибо им за это большое.
Сочи вообще часто называют самым космическим городом в мире, потому что космонавты традиционно сажают деревья на Байконуре и здесь. Очень хорошая традиция. Деревья украшают нашу планету, это жизнь. Я сегодня встретил несколько человек из разных городов России. И они все приезжают в парк и радуются, что здесь есть такая аллея, высаженная руками космонавтов и других известных людей. Приятно оставить свой след на земле.
– Раньше каждый второй школьник мечтал стать космонавтом. По вашим наблюдениям, насколько сегодня велик интерес детей к космосу?
– В моем родном городе Кирове, где провел свое детство ученый Константин Циолковский, мы построили Детский космический центр, лучший в стране. Там мы проводим Циолковские чтения. Дети съезжаются со всей страны со своими докладами. После открытия центра количество интересующихся космосом детей возросло, к нам даже с Камчатки на чтения приезжают. Мы растим не только космонавтов, а людей, которые заинтересованы в технике. Это самая главная наша задача.
– В прошлом году компания Илона Маска провела первый в истории частный пилотируемый запуск корабля в космос. До этого астронавты NASA летали только на российских кораблях. С чем связан такой рост в развитии космонавтики США?
– Илон Маск – это американский Сергей Королев. Когда у нас появился Сергей Королев, тоже все стало бурно развиваться. А сейчас нет такого человека. Будет человек – будут и новые проекты.
– Еще и Китай наступает на пятки России и США в вопросах освоения космоса. Как вы считаете, насколько реально увидеть Китай в лидерах отрасли?
– Вполне реально, потому что китайцы очень много делают в этом направлении. Они слетали в космос, потом у них был перерыв, непонятно, чем они занимались. Но сейчас они хорошо работают с Луной и Марсом.
– На ваш взгляд, люди каких профессий должны полететь первыми на Луну и Марс?
– Конечно, инженеры. Я не против военных, красивых, здоровенных – они молодцы, я летал со многими военными в космос. Но все же инженеры со знанием медицины, астрономии, биологии и других сопутствующих специальностей – такие люди нужны в космосе в первую очередь.