Кубанские Новости
Общество

Горе от ума: пользователям соцсетей хотят дать возможность отключать «умные» алгоритмы

Горе от ума: пользователям соцсетей хотят дать возможность отключать «умные» алгоритмы
Фото: pixabay.com
Рекомендательные сервисы социальных сетей и новостных агрегаторов могут взять под контроль из-за их непрозрачности.

Кнопка отключения

В Государственной Думе поддержали идею московского отделения Ассоциации юристов России о том, что формирующие ленту и предлагающие рекламу в соцсетях, новостных агрегаторах, онлайн-кинотеатрах и маркетплейсах рекомендательные алгоритмы должны подвергаться независимому аудиту и отключаться по желанию пользователей, пишет «Газета.Ru». В нижней палате парламента считают, что у пользователей должно быть право выбора, смотреть «очищенный» алгоритмом контент или нет.

В пример можно привести Telegram, где таких алгоритмов нет, и «ВКонтакте», который сделал кнопку отключения рекомендаций и создания ленты в хронологическом порядке.

Удобно, но опасно

По мнению специалистов, механизм работы рекомендательных алгоритмов сегодня непрозрачен и непубличен, что оставляет пространство и возможность для манипулирования мнением пользователей.

«Умные» алгоритмы могут создавать аномальный интерес к товарам и влиять на общественное мнение, повышая риски социальных конфликтов. При этом некоторые эксперты опасаются, что чрезмерное вмешательство в коммерческие инструменты может нанести серьезный ущерб цифровой экономике, в том числе вынудить часть иностранных компаний покинуть российский рынок.

Как на это отреагируют российские разработчики, «КН» рассказал digital-предприниматель Евгений Пугачев:

Евгений Пугачев
Евгений Пугачев
– Рекомендация контента на основе интересов пользователей – это очень удобный инструмент. Он совершенствуется с каждым годом, внедряются новые технологии, что отвечает интересам людей. Рекомендация контента дает и больше возможностей для рекламодателей. Однако, если у пользователя будет выбор – использовать алгоритмы проекта или получать контент в хронологическом порядке, в этой ситуации выигрывают все стороны.

Во-первых, появляется дополнительный выбор и это увеличивает возможности платформы, в том числе рекламные.

Во-вторых, скорее всего, платформы оставят по умолчанию формирование ленты исходя из своих алгоритмов, а их выключение будет доступно по отдельной кнопке. Это означает, что 95 процентов пользователей все равно будут использовать соцсети «из коробки». Вызывают только опасение методы воздействия на сервисы. Отечественные проекты выполнят условия, так как они резиденты, а вот мировые гиганты подойдут к этому вопросу максимально прагматично. И если они не увидят перспективы на нашем рынке, то им проще будет уйти, что негативно повлияет на развитие IT-отрасли внутри России, так как без конкуренции не будет качественного продукта.

Пузырь, который лопнет

Стоит отметить главный минус существующих алгоритмов. При распространении информации рекомендательные системы ограничивают информационное поле пользователя, погружают его в информационный пузырь, максимально комплиментарный убеждениям отдельно взятого человека. Это ведет к поляризации общественного мнения, сокращению информированности общества, повышается риск социальных конфликтов.

«Умные» алгоритмы могут создавать аномальный интерес к товарам и влиять на общественное мнение, повышая риски социальных конфликтов.

Поэтому пользователи должны иметь возможность самостоятельно отключать рекомендательные алгоритмы, сохраняя при этом доступность самого сервиса. Появление в России соответствующего правового инструментария позволит бороться с использованием рекомендательных алгоритмов для продвижения противоправного контента и в целом сделает российский сегмент интернета более прозрачным и понятным для граждан.

Скорее всего, контролем за соблюдением правил займется Роскомнадзор. В первую очередь необходимо разобраться с комплексом дополнительного регулирования иностранных платформ в России. Сейчас в Госдуме разрабатывают законопроект, который обяжет иностранные компании открывать цифровое резидентство в России, а также создавать дочерние компании или открывать представительства, чтобы получить возможность влиять на их политику – под угрозой замедления их работы или блокировки в нашей стране.