В этой школе за высоким забором все, как в сотнях других: просторные учебные классы, столовая, в которой по-домашнему пахнет булками, музей войны с находками поисковиков и стенды с кубками и грамотами лучших спортсменов и певцов. Только колючая проволока на заборе да решетки на окнах напоминают: здесь не просто школа.
Попадают в Переясловскую спецшколу закрытого типа по решению суда дети, у которых за плечами – целая печальная биография. Список правонарушений в личном деле порой доходит до нескольких десятков пунктов. И вся их маленькая жизнь уже пошла наперекосяк. А этот тихий зеленый двор за колючей проволокой – последний шанс на то, что за год, два или три взрослым все же удастся что-то поменять. Что все еще может закончиться хорошо – учебой, хорошей работой, семьей и детьми.
Нет такой судьбы, которую нельзя было бы исправить, уверен директор школы Николай Лысенков. Все дело в настойчивости. А еще – в желании и умении работать. Именно поэтому профориентацию «трудных» подростков он считает одним из главных направлений работы школы:
– Мы уже много лет в рамках дополнительного образования даем ребятам основы знаний по трем профессиям – каменщик, повар и портной. Сначала обучали сами, а экзамены сдавали на базе Брюховецкого многопрофильного техникума. Потом получили лицензию и теперь можем проводить на базе школы весь образовательный процесс, от занятий до аттестации и выдачи свидетельств. Однако был один нюанс, который много лет не давал нам с коллегами покоя: обычно около 10 процентов наших ребят имеют ограниченные возможности здоровья. Проблемы у них разные, кому-то дается обучение, а кому-то даже основы поварского дела не освоить из-за большого объема информации. Решить проблему помог Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: он проводил конкурс социальных проектов, в котором победителям выделялись деньги на реализацию самых разных идей.
На конкурс Переясловская спецшкола представила инновационный проект «Верный путь», в котором было разработано еще одно, универсальное, направление профориентации. Профессия овощевода не так сложна в освоении и очень востребована в нашем аграрном крае. Эксперты Фонда посчитали этот проект очень перспективным и выделили на его реализацию грант в размере 1 миллиона рублей, а при содействии министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края из краевого бюджета было выделено еще 300 тыс. рублей.
– На полученные деньги мы смогли осуществить очень много идей: купили термошкафы для лабораторий, с подсветкой и поливом, в них зимой можно готовить рассаду. Во дворе установили две большие теплицы, в которые эту рассаду можно будет высаживать. Приобрели необходимую методическую литературу для теоретической подготовки воспитанников, – рассказал Николай Лысенков. – В этом году отучилась первая группа наших овощеводов. Ребята научились выращивать растения «с нуля», из семечки. Узнали, когда и чем надо подкормить, как ухаживать, как добиться хорошего урожая. Чтоб потом, если и не пойдут они работать по этой профессии, то смогли бы разбить свой приусадебный участок и выращивать овощи и зелень для собственного стола.
Территория в школе немаленькая – от построек свободно почти два гектара земли, оттачивать мастерство будущим овощеводам есть где. Да и сейчас разнообразию растений на идеально выполотых клумбах позавидует любой садоводческий питомник: каждый квадратный метр здесь начинает цвести ранней весной и заканчивает поздней осенью. У всех классов есть свой участок, который поддерживается в безукоризненной чистоте. А ведь многие только в школе впервые взяли в руки тяпку и попытались отличить сорняк от укропа. Зато результат чувствуется уже через несколько месяцев: в первые же каникулы, приехав домой, ребята замечают разительный контраст между школьным и родительским двором. Шлют отчет директору: «Николай Анатольевич, взял косу, выкосил сорняк, везде навел порядок». А значит, работают педагоги не зря.
Ксении Ткаченко сейчас почти 17. В спецшколе она уже два года и о прошлой жизни вспоминает с удивлением: неужели все это и правда было именно с ней? За два года она уже получила две специальности – повара и портного. Причем в конкурсе профмастерства для воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа стала лучшей в России – за четыре часа сшила халат так, что даже у строгого жюри, следившего за процессом дистанционно через камеры видеонаблюдения, не нашлось замечаний. За оставшийся год обучения она собирается получить еще и профессию каменщика – в жизни все пригодится.
– В следующем году хочу попробовать поступить в педагогический колледж, – призналась Ксения. – Мне кажется, я уже сейчас знаю, как надо воспитывать детей и чего им не хватает в первую очередь. Любви и внимания. Того, что в достатке есть у наших педагогов. Того, чего так хотелось дома.
Ну а директор школы пообещал, что, если все поучится с поступлением и учебой, возьмет через несколько лет начинающего педагога на работу: уже сейчас понятно, что с таким боевым характером ей не страшны будут любые трудности.
Справка «КН»
За время реализации проекта «Верный путь» проведено 24 профориентационных мероприятия. Воспитанники приняли участие в экскурсиях, мастер-классах, профконсультациях с участием специалистов. Проведены диагностики профессиональной направленности личности подростка. На базе школы состоялся фестиваль «Профессионал», благодаря которому учащиеся смогли продемонстрировать свои начальные профессиональные навыки по профессиям, которые преподают в спецшколе.
Кроме того, для качественной реализации плана мероприятий проекта, за счет средств гранта, предоставленного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, повысилась материально-техническая база учебных мастерских по профессиональному обучению. Для профессии «каменщик» приобретен станок для резки кирпича. Для профессии «портной» приобретены универсальная и промышленные швейные машины, а также промышленный парогенератор с утюгом. Для профессии «повар» приобретены наборы инструментов для карвинга. Проект позволил оснастить мастерские оборудованием, которое сейчас используется на реальных производствах.