Родители и школа только начинают привыкать к модным терминам «эдьютейнмент» и «геймификация». У всех масса вопросов: зачем это нужно? жили без этого и было отлично, хватит увлекаться технологиями. Однако весной 2020 года стало очевидно: цифровые решения – это будущее, которого нам не избежать. Разработать образовательную платформу, которая бы соответствовала требованиям педагогов, родителей, детей – поручение президента Российской Федерации.
Сбер – один из первых, кто предложил такой цифровой проект, причем бесплатно. Эффективность платформы «Сберкласс» уже оценили школьники 65 регионов. В этом году к эксперименту подключится 31 школа Кубани. Право на реализацию этой программы получила лишь каждая четвертая из участвовавших в отборе школ. И этим детям действительно повезло.
В современной школе игровые элементы урока называются словом «эдьютейнмент» – это гибрид английских «развлечение» (entertainment) и «обучение» (education). Его начали использовать в России совсем недавно, хотя игра как часть урока использовалась и в дореволюционной, и в советской системе образования. К примеру, урок биологии, проведенный на природе, – это самый настоящий эдьютейнмент. То же самое можно сказать про «Брейн-ринг» или «Что? Где? Когда?» между классами, урок-викторину по химии или постановку «Ревизора» в школьном театре.
– Расширение границ учебника с помощью новых цифровых технологий – это большой плюс, – рассказывает директор краснодарской школы № 71 Светлана Чернявская, к цифровой программе обучение там подключились еще в прошлом учебном году. – Мы всегда, помимо учебной литературы, использовали разные ресурсы: работали на учи.ру, на платформе Российской электронной школы. Для детей это еще и мотивация, ведь они познают предмет на хорошем компьютерном оборудовании: у каждого ребенка стоит на парте ноутбук и у него есть возможность выйти на платформу и выполнить какое-то задание.
Заиграться с помощью цифровой программы обучения не получится. Весь контент платформы соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и используется для обучения в 5–9-х классах. Для входа на платформу учителя и ученики вводят на сайте «Сберкласса» пароль, выданный им в школе. Педагог подбирает нужные материалы по своему предмету и дает задания. Ребята усваивают информацию, представленную в виде текста, видеороликов, графиков, проходят тесты, ставят эксперименты и ведут исследовательские проекты.
– Наполнение цифровой платформы очень качественное. Материал, который там содержится, наиболее актуален, приближен к федеральным стандартам и помогает достичь нужных результатов в обучении. Плюс сам учитель может прикрепить дополнительный материал и выстроить индивидуальный маршрут обучения: дать кому-то более сложные задания, а кому-то чуть полегче, – говорит Светлана Чернявская. – «Сберкласс» заставляет расти и самого учителя. Ведь если преподаватель останавливается в своем развитии, то, извините, он должен написать заявление на увольнение и уйти. Потому что, если он все знает, он уже не учитель. Конечно, познавать новое педагогам порой непросто. Тем, кто хочет работать, – им все интересно, тот, кто не хочет – с ними сражаемся. К сожалению, такое тоже есть. Об успехах говорить пока рано. В сентябре проведем контрольную работу и увидим разницу, а может, и не увидим. Ведь мы всего год работаем на этой платформе. Думаю, результаты цифровой программы обучения увидим только через три года.
Платформа «Сберкласс» не предполагает перехода на дистанционное обучение, это вспомогательный инструмент, который могут использовать учителя и ученики как в урочной деятельности, так и при выполнении домашнего задания, подготовке к контрольным работам и экзаменам.
Педагоги, которые будут использовать платформу, во время летних каникул пройдут обучение для использования образовательного программного комплекса. Сейчас для многих из них главное – это разобраться, как правильно встраивать элементы эдьютейнмента в образовательный процесс. Ведь подводные камни встречаются везде.
– Наша первая ошибка в том, что мы ввели четыре предмета на один класс. Это неправильно. Нужно уменьшать. Потому что цифровая платформа не может заменять учебник. В итоге мы остановились только на тех предметах, обучение которым идет несколько часов в неделю. И только один час мы будем забирать на эту платформу, чтобы работа с доской и мелом тоже шла, – говорит Светлана Чернявская. – Например, математика. В расписании она идет шесть часов в неделю. И только один час будет с использованием платформы. И еще один момент. Наверное, надо сразу было брать 5-е и 6-е классы, чтобы понимать, какие проблемы возникнут в 6-м классе и что нужно исправить в 5-м. Ведь материал очень взаимосвязан. Поэтому в этом году мы планируем взять 6-е и 7-е классы. К сожалению, охватить всех школьников не получится. Цифровая программа подразумевает наличие качественной техники у каждого ребенка. А полностью оборудованный класс у нас только один. Переходить из кабинета в кабинет дети не могут в связи с пандемией. Такие требования Роспотребнадзора до 1 января 2022 года. Поэтому можем обучать один класс в первую смену – один во вторую.
В школе № 71 уже протестировали учебную программу по математике, русскому языку, истории, иностранному языку. В этом году добавят еще и географию. По словам Светланы Чернявской, именно по этому предмету на платформе содержатся одни из самых качественных и интересных материалов.
Почти год осваивают новую образовательную программу и педагоги сочинской гимназии № 6: изучают саму систему, составляют расписание. Главная сложность, с которой там столкнулись, – большой объем информации. Но все равно справились.
– В сентябре начнем работу с родителями и детьми, перейдем на практическую реализацию проекта, – рассказала директор гимназии № 6 Ольга Безверхая. – Для детей это дополнительный источник знаний и развития своих способностей. Для учителей – современное средство образования в удобном формате. Первыми на платформе у нас будут учиться 5-е классы, которые как раз переходят на новый этап.
Помимо этого, современная платформа станет дополнительным инструментом для индивидуального обучения детей. Ведь у каждого свой темп: кто-то быстро усваивает материал, кто-то медленнее, кому-то нужно больше заданий выполнить, чтобы достичь необходимого результата.
– Учитель готовит модуль программы по предмету и применяет его на уроке или в качестве домашнего задания, – поясняет Ольга Васильевна. – Школьники постоянно пишут рефераты, работают над проектами. Платформа помогает им в поисках дополнительных материалов, позволяет работать индивидуально или в группе, выбирать уровень заданий по своим возможностям.
Как отметили в министерстве образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, участниками проекта станут лучшие школы, которые нацелены на максимально эффективную форму организации образовательного процесса, чтобы каждый ученик смог получать индивидуальное, актуальное, интересное ему образование. С учетом тенденции к повышению требовательности в навыках работы с информационными системами, а также к качеству знаний, успешное освоение цифровых программ обучения дает школьникам более высокие шансы в дальнейшем поступить на самые престижные факультеты лучших вузов страны.