Кубанские Новости
Общество
Светлана Голуб

Без мела и указки: как меняются уроки в школах

Без мела и указки: как меняются уроки в школах
Фото: pixabay.com
Система образования поставила перед учителями новые задачи.

Великий русский педагог Константин Ушинский еще в 60-х годах XIX века говорил: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье». Сегодня с помощью цифровых технологий школьники могут оказаться не только где-то лесу, но и на противоположенной стороне нашей планеты и даже в космосе. Согласитесь, изучение географии или физики в таком формате, куда интереснее.

Игра в образование давно уже не новшество, а используемая методика. Различные цифровые платформы сегодня используют во всем мире. Благодаря пандемии ноу-хау образовательного прогресса дошло и до нас. «КН» узнали, что говорят сами учителя о внедрении электронных платформ в школы Кубани.

Обучение только мышкой

Дистанционное обучение можно не любить, но отрицать то, что оно нас изменило, бессмысленно. Методы цифровой педагогики принесли в образовательный процесс много интересного и полезного. Учителя Кубани на своих уроках активно стали использовать образовательные платформы: «Учи.ру», «Российскую электронную школу», «Сферум», «Сберкласс». Они помогают не только сформировать базовые навыки, но и побудить детей к самостоятельному изучению предмета. В итоге ученики получают полноценный багаж знаний, которым активно пользуются в будущем.

– Во время пандемии, когда мы все были вынуждены перейти на дистанционное обучение, нам пришлось опробовать много различных российских платформ. И мы увидели, что не все из них пригодны для полного обеспечения учебного процесса, – говорит экс-директор краснодарской школы № 71, а ныне директор школы № 103 Светлана Чернявская. – Для расширения возможностей обучения нам предложили использовать новую платформу «СберКласс». Там мы протестировали учебную программу по математике, русскому языку, истории, иностранному языку. Наполнение данного ресурса очень качественное. И если сравнивать с другими российскими аналогами, то здесь контент нам показался более интересным. Все материалы приближены к федеральным стандартам и помогают достичь нужных результатов в обучении. Плюс сам учитель может прикрепить дополнительный материал и выстроить индивидуальный маршрут обучения: дать кому-то более сложные задания, а кому-то – чуть полегче. Конечно, недочеты тоже есть. Например, с помощью данной платформы невозможно охватить всех школьников. Цифровая программа подразумевает наличие качественной техники у каждого ребенка. А полностью оборудованный класс у нас только один. Переходить из кабинета в кабинет дети не могут в связи с пандемией. Таковы требования Роспотребнадзора до 1 января 2022 года. Поэтому можем обучать один класс в первую смену – один во вторую. Плюс, к концу года возникла некоторая перегруженность учеников. Четыре предмета для одного класса оказалось многовато: и дети, и родители устали. И хотя мы распределили часы по «СберКлассу» равномерно на всю неделю, частенько дети выполняли домашнее задание разом. А на платформе его пройти не так просто, как по учебнику. Индивидуализация маршрута исключает возможность посоветоваться с кем-то из одноклассников, ведь у каждого он свой.

К слову, в этом году к «СберКлассу» подключится 31 школа Кубани. Право на реализацию для этой программы получила лишь каждая четвертая из участвовавших в отборе школ.

Образование не должно быть скучным

В целом учителя уверены, что расширение границ учебника с помощью новых цифровых технологий – большой плюс. И это не полноценный переход на дистанционное обучение, а лишь вспомогательный инструмент, который может использоваться как в урочной деятельности, так и при выполнении домашнего задания, подготовке к контрольным работам и экзаменам.

– В моей школе ученица сдавала ЕГЭ по обществознанию – предмету, который на углубленном уровне у нас не изучался, – рассказывает исполняющий обязанности директора кореновской школы № 2, учитель физики, федеральный эксперт ЕГЭ Дмитрий Мироненко. – К экзамену готовилась самостоятельно по заданиям электронной платформы и сдала его на 99 баллов без репетиторов. Конечно, электронные платформы не заменят традиционный образовательный процесс и не сместят учителя с его позиций – только он сможет построить индивидуальную образовательную траекторию ученика, помочь усвоить знания. Но уравновешенный поход к применению новых инструментов в образовании будет способствовать достижению лучших знаний у наших детей и воплощению более ярких целей в их дальнейшей жизни.

Учитель английского языка средней школы № 1 Динского района Мария Бабченко благодаря пандемии познакомилась с платформой «Российская электронная школа» и с интерактивной тетрадью образовательной платформы «Skysmart». Нововведения сначала вызвали много вопросов и недовольство со стороны родителей: как выполнять задания, что нажимать, где регистрироваться. Но вскоре технические моменты ушли на второй план. И когда дети вновь вернулись за парты, в школе продолжили использовать некоторые элементы данных цифровых ресурсов.

– Я выбрала именно «Российскую электронную школу», потому что контент данной платформы подходит под наш учебный методический комплекс и не идет в разнобой с теми учебниками, которые дети уже используют, – рассказывает Мария Бабченко. – На данный момент мы используем только элементы этой программы для адаптивного обучения. Например, для тестирования учеников: мне не надо проверять задания на листочках или говорить зловещую фразу: «К доске идет…» Ребята проверяют сами себя и тут же получают оценку. Конечно, все дети разные и кому-то больше нравится учебник на бумажной основе, а кому-то – в электронном виде. Но однозначно – новые цифровые ресурсы вызывают у школьников интерес к разнообразным формам проверочных работ. В тестах есть интерактивные элементы, то есть нужно не просто обвести правильный ответ, а соединить ответы стрелками, что-то передвинуть. Получается не монотонная, а разнообразная работа. Но, опять же, это лишь дополнительный ресурс к учебнику. А то многие родители уже начали переживать, что обучение полностью будет проходить по компьютеру. Нет. Учебник – это одно, образовательная платформа – другое.

ПЗН: и соцсети в помощь

Изучение английского языка в школе вообще вызывает уйму вопросов и не только у родителей. Зачастую создается впечатление, что детей учат английскому для чтения, а не для общения. Ведь когда ребенок встречается с носителем языка, то не может даже слова произнести. И здесь на помощь приходят электронные ресурсы.

– Ребенок учит предмет, когда видит практический выход – где именно он сможет применить свои знания. И если в семье ему говорят: «На кой черт тебе этот английский нужен?» То, понятное дело, у ребенка не будет мотивации к изучению, – уверена Мария Бабченко. – Чтобы начать говорить, нужно практиковаться. Для этого созданы дистанционные вещи, как, например, общение со сверстниками из-за границы: специальные сайты и приложения. Конечно, обо всех платформах положительно отозваться не могу. Есть нюансы. Но ведь разработчики тоже не стоят на месте, конкурируют между собой, развиваются. Каждый стремится создать интересный контент и привлечь аудиторию.

Возможностей для познания школьных предметов в век современных технологий – уйма. Главное – направить все в нужное русло. Например, «Учитель года Кубани – 2021» Полина Фомина мотивирует детей к прочтению книг с помощью Ютуба. Со своими учениками она может прослушать творчество рэперов Oxxxymiron или Noize MC.

– Как-то с олимпиадниками мы разбирали текст рэпера Oxxxymiron «Неваляшка». Мы анализировали, какие отсылки там есть к культуре, мировой литературе. А их там тьма! – говорит Полина Фомина. – У меня целая лекция была по творчеству Noize MC. Мы пытались понять – поэт он или музыкант. И доказали с детьми, что все-таки поэт. Потому что под всеми его клипами в Ютубе имеются тексты песен. Ни у одного другого рэпера такого нет. Плюс у него много отсылов к Бродскому, Мандельштаму. Сама я не люблю рэп, но понимаю, что дети это слушают. А значит, после разбора песен они обязательно обратятся к литературе.