Кубанские Новости
Общество
Светлана Голуб

Выжившая: удивительная история сочинской парашютистки

Выжившая: удивительная история сочинской парашютистки
Людмила Львова
Фото: Анна Писаренко
Людмила Львова упала с высоты 40 метров, сломала позвоночник, но смогла встать с инвалидного кресла наперекор всему.

Глядя на заместителя начальника железнодорожного вокзала Сочи Людмилу Львову, трудно представить, что эта женщина когда-то не могла ходить. О том, как ей удалось не упасть духом, она поделилась в интервью «КН».

«Он сложился, как тряпочка»

Людмила родилась в Вологодской области и с детства занималась спортом: легкой атлетикой, плаванием, стрельбой из пневматической винтовки, лыжами. Но тянуло ее всегда в небо.

– Жили мы около аэродрома, и старший брат первым вступил в клуб ДОСААФ – начал прыгать с парашютом, затем сестра отучилась на летчицу, – рассказывает 53-летняя Людмила. – Мне и 16 лет не исполнилось, как я начала заниматься парашютным спортом. Помню, как долго ждала свой первый прыжок. Это были очень волнительные и приятные ощущения.

Парашютному спорту Людмила отдала 15 лет. У спортсменки были небольшие перерывы, связанные с травмами и декретным отпуском – в 29 лет она родила дочку Марию. Но полностью ее судьбу перевернул 2000 год. Она участвовала в зональных соревнованиях Северо-Западного округа по парашютному многоборью. Чтобы подтвердить звание кандидата в мастера спорта и получить возможность участвовать в более крупных соревнованиях, ей нужно было выполнить главный норматив – прыжки с парашютом с высоты 1200 метров на точность приземления и комплекс фигур в свободном падении.

После неудачного приземления с парашютом Людмила несколько месяцев пролежала в больнице со сложными переломами обеих ног и позвоночника. К нормальной жизни ее вернули плавание и йога.

– Всего было запланировано три прыжка. Первые два прошли идеально. Я была уверена в своей победе, и ничто не предвещало беды, – вспоминает женщина. – Финальный прыжок – это всегда борьба за результат. Я шла с расчетом на то, что ветер погасит скорость парашюта. Но перед самой землей ветер вдруг стих и моя скорость увеличилась. Чтобы не улететь в лес – все-таки это были соревнования высокого уровня, и мне не хотелось всеобщего позора, – я начала поддавливать парашют и перестаралась. Он сложился, как тряпочка, и я рухнула вниз с высоты 40 метров. Особой боли я тогда не почувствовала, потому что находилась в шоковом состоянии. Помню только, как из меня торчали кости наружу: на одной ноге был открытый перелом, на второй – полностью вылетела пятка и была всмятку раздроблена лодыжка.

Врачи диагностировали переломы обеих ног и позвоночника. Жизнь спортсменки спасла лишь ее мгновенная реакция – ей удалось сгруппироваться и поджать ноги. Днем позже точно в такую же ситуацию попал ее одноклубник Михаил Тарелкин. Парень разбился насмерть. Людмиле же предстояло пройти через четыре операции и несколько месяцев тяжелой реабилитации.

Вновь научиться ходить

В больнице Людмила пролежала четыре месяца по шею обмотанная гипсом. Еще три месяца ей понадобилось на реабилитацию. Все это время врачи делали неутешительные прогнозы: в лучшем случае девушка смогла бы передвигаться на инвалидной коляске. Встать на сломанные ноги с переломанным позвоночником тогда казалось чем-то из разряда фантастики.

– Однажды ко мне в палату пришел хирург-травматолог Дмитрий Александрович, к сожалению, не помню его фамилию, и сказал, мол, если будешь четко выполнять мои рекомендации, то сможешь встать на ноги. Он советовал, когда начинать двигаться, как готовиться к операциям, какие делать упражнения, чтобы держать мышцы в тонусе и при этом не мешать срастанию костей. Над кроватью установил мне палку, чтобы подвижность тела не терялась.

Как только Людмиле сняли гипс и выписали из больницы, ей предстоял следующий сложный этап – вновь научиться ходить. Помогали друзья-парашютисты, которые носили девушку на руках в бассейн, где она плавала по рекомендации врача каждый день около двух лет.

– Моей Машеньке тогда было два годика, а так как оставить ее было не с кем – муж работал оперативным дежурным в милиции, – брала ее с собой в бассейн. Она занималась индивидуально с тренером, а я выполняла свои упражнения, – добавляет Людмила. – Кстати, плаванием дочка прозанималась около восьми лет, получила первый разряд, сейчас занимается танцами.

Техника разума

В бассейне Людмила не жалела себя: брала уроки по технике плавания, училась правильно дышать, ставить руки и ноги. За счет щадящего вытяжения ее тело вновь выстроилось. Прогресс по восстановлению был налицо. Через год упорных тренировок молодая женщина смогла спокойно передвигаться сама.

А вскоре вернулась и к работе: в Вологде Людмила занимала должность кассира на железнодорожном вокзале. Затем стала технологом вокзала, возглавляла коллективы вокзалов Ростов-Ярославский, Ярославль-Московский, Ярославль-Главный. В 2013 году в преддверии Олимпиады перевелась в Сочи на должность начальника вокзального комплекса Эсто-Садок. Затем четыре года проработала в пассажирском вагонном депо Адлер инженером по безопасности движения поездов. Сейчас занимает должность заместителя начальника железнодорожного вокзала Сочи.

Вообще, я мечтаю, когда закончится пандемия и снимут все ограничения, открыть на нашем вокзале уроки йоги для пассажиров. Ведь многие не знают, чем занять в течение трех-четырех часов в ожидании поезда.

– Здесь, в Сочи, я начала заниматься йогой, чтобы стабилизировать свое состояние после напряженной работы в период Олимпиады. Ведь спали мы по три-четыре часа в сутки, когда запускали все объекты, – вспоминает Людмила. – Эта физическая и духовная практика помогла не только восстановить здоровье, но и встать на путь достижения гармонии тела, души и разума.

Сегодня Людмила не только успешно справляется со своими служебными обязанностями на вокзале, но и является международным сертифицированным тренером по направлению хатха-йога. Ее сила духа, личный пример и здоровый образ жизни мотивируют учеников. По субботам она ведет практики в клубе, а по вторникам и четвергам после рабочего дня преподает своим сотрудникам на железнодорожном вокзале.

– Я учу людей, что не сила управляет человеком, а человек – силой, – добавляет Людмила. – Медитация успокаивает наш ум, человек избавляется от хаоса и суеты. И таким образом исцеляет себя изнутри. Вообще, я мечтаю, когда закончится пандемия и снимут все ограничения, открыть на нашем вокзале уроки йоги для пассажиров. Ведь многие не знают, чем занять себя в течение трех-четырех часов в ожидании поезда. А так смогут провести время с пользой для души и тела.