Федоровский гидроузел ждет реконструкция. Сооружение построено еще в 60-е годы прошлого века и было рассчитано на беспрерывную эксплуатацию на протяжении 50 лет. Этот срок вышел. Более того, с 2018 года гидроузел из-за динамических подвижек несущих конструкций находится в предаварийном состоянии. Это произошло отчасти из-за грузовиков, которые регулярно передвигались по технической эстакаде плотины. В итоге здесь был запрещен проезд машин весом выше 3,5 тонны.
Но ситуация продолжает усугубляться. При этом стоит напомнить, что пропускная способность сооружения – 1,4 тыс. куб. м/с. Если плотину прорвет, вода хлынет и затопит ближайшие населенные пункты. Поэтому медлить больше нельзя. Тем более проект реконструкции гидроузла одобрен на государственном уровне, а на строительные работы выделены многомиллионные средства.
– Гидроузел предназначен для создания подпора в реке Кубань, после чего вода самотеком заходит на рисовые чеки в четырех районах. На сооружение подвязано 130 тыс. гектаров земель сельхозназначения, – рассказал «КН» заместитель начальника отдела капитального строительства ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» Роман Борисенко. – Один этот гидроузел фактически подает воду для выращивания 80 процентов риса во всем крае. Между тем в 2018 году произошли динамические подвижки несущих конструкций этого сооружения. Провели обследование, и были получены заключения, что сооружение находится в предаварийном состоянии. На основании этого мы направили документы в Минсельхоз России, так как сооружение является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении Кубаньмелиоводхоза. Просили о включении объекта в федеральную адресную инвестиционную программу. В 2019 году это произошло. Был подготовлен проект реконструкции, и в апреле 2021 года он получил положительное заключение Главгосэкспертизы РФ.
По программе на реконструкцию Федоровского подпорного гидроузла предусмотрено в общей сложности 638 млн рублей.
Предстоит заменить плиты железобетонного крепления, балки, покрытие технологической эстакады и эстакады подъемников. Кроме того, на плотине обновят грузоподъемное оборудование, установят системы мониторинга конструкций. Для повышения безопасности и бесперебойной работы сооружения будут заменены оборудование систем электроснабжения и автоматизации. Будут приняты меры и по повышению сейсмостойкости объекта. После реконструкции гидроузел сможет без проблем работать еще 25 лет.
Как только завершится уборка риса и уровень воды в реке Кубань понизится, специалисты приступят к первому этапу работ – укреплению несущих конструкций. Для этого проезд и проход по технической эстакаде гидроузла перекроют. С 27 сентября движение по гидросооружению будет производиться только утром и вечером. А с 29 сентября плотину закроют полностью. Проезд возобновят не раньше конца декабря 2022 года, когда будет завершена реконструкция.
Этот факт не устраивает жителей Федоровского сельского поселения, которые уже много лет пользуются эстакадой, чтобы сократить путь в Краснодар. С одной стороны, люди понимают, что реконструкция гидроузла давно назрела. С другой – просят организовать альтернативный короткий путь.
Накануне закрытия гидроузла состоялась довольно эмоциональная встреча главы Федоровского сельского поселения Ильи Биушкина с инициативной группой сельчан.
– Мы понимаем, что основной вопрос сейчас – это маршрут до Краснодара, который прежде всего необходим пенсионерам и студентам. Вместе с тем надо понять, что ремонт плотины – благо. После реконструкции она станет надежнее, будет автоматизирована. Кстати, благодаря содействию краевых властей сроки ремонта удалось сократить вдвое, так как изначально планировалось три года, – объяснил Илья Биушкин.
На встрече жители предложили для создания на время ремонта альтернативного короткого пути построить понтонный мост и привлечь к этому военных.
– Мы пользовались этим коротким маршрутом до Краснодара – 46 километров проезжаешь за 38 минут. Если добираться через станицу Северскую и Адыгею, получается дольше и с пробками. А через Славянск-на-Кубани проезд туда и обратно – 300 км. Поэтому мы просим на время реконструкции гидроузла построить понтонный мост, – сказал представитель инициативной группы Александр Осетров-Дэмиллиани. – Начали собирать подписи, чтобы обратиться с этим предложением в район и в край. Сделайте через этот понтонный мост платный проезд, люди готовы на это.
Однако, по мнению специалистов, установка понтонного моста невозможна, так как проезд по нему будет опасен для людей.
– Это ваши жизни и здоровье. Понтонный мост нельзя ставить, так как уровень воды в реке «гуляет». Мост будет то проседать, то подниматься. Это создаст большую опасность для тех, кто будет по нему переправляться, – сказал Илья Биушкин.
На самом деле автомобилистам добраться до Краснодара альтернативными путями можно. Причем вполне комфортно и не намного дольше, чем через гидроузел. Просто сила привычки пока не отпускает. Ведь проездом через плотину пользовались постоянно и много лет.
Между тем в крае заранее готовились к закрытию сооружения на реконструкцию. И отремонтировали альтернативный и вполне удобный маршрут «хутор Свердловский – станица Львовская». На отрезке более 3 км на этом пути уже уложен асфальт, осталось только привести в порядок небольшой мост, но это произойдет без перекрытия по нему автодвижения.
Как сообщил глава Абинского района Вячеслав Иванов, решается и вопрос организации постоянного автобусного маршрута до Краснодара.
– Надеемся, что администрация региона поддержит просьбу о скорейшем запуске краевого маршрута общественного транспорта из хутора Ольгинского в Краснодар. Конечно, жителям придется изменить привычный уклад и начать пользоваться другой дорогой, но это временные трудности. Мы все помним шквал критики при реконструкции моста в Абинске, но время неудобств, движения по объездной̆ дороге сменились радостью открытия нового современного, а главное – безопасного моста. Так будет и с реконструкцией гидроузла, – отметил Вячеслав Иванов.
Справка «КН»
Федоровский гидроузел – гидротехническое сооружение, расположенное на реке Кубань в 2 км северо-восточнее станицы Федоровской Абинского района Краснодарского края. Строительство гидроузла началось в 1961 году, а в эксплуатацию он был сдан в 1967 году. Цель создания гидроузла – обеспечение самотечной подачи воды на оросительные системы, а также обеспечение судоходных габаритов на реке Кубань и регулирование стока реки.
Благодаря сооружению водный режим поддерживается для 130 тыс. га сельскохозяйственных земель. Его пропускная способность составляет 1400 кубических метров воды в секунду. Федоровский гидроузел является федеральной собственностью, за работу и мониторинг сооружения отвечает ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз».