Автомобильный трафик в городах по всему миру стремительно растет, а вместе с ним усугубляется проблема заторов и ДТП. Регулировать ситуацию на дорогах в режиме нон-стоп помогают интеллектуальные транспортные системы (ИТС).
Старт наработкам в этой сфере был дан в конце прошлого века. Одной из первых стран, где взялись за создание ИТС, стала Япония. В Токио с 1995 года работает система автомобильной информации и связи, с помощью которой водители получают через GPS данные о загруженности дорог и возможных объездных путях. В числе первопроходцев в области ИТС и Сингапур, где на трассах активно устанавливаются специальные детекторы транспорта, а все светофоры и автобусы оборудованы системой видеонаблюдения. Информация о дорожной ситуации передается в единый центр управления дорожным движением.
В России внедрение интеллектуальных транспортных систем началось в 2008 году, когда была принята Транспортная стратегия РФ до 2030 года. Сегодня ИТС и их элементы развиваются благодаря реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Интеллектуальная транспортная система – это целый комплекс технических средств, которые помогают управлять транспортными потоками и моделировать развитие ситуации на трассах. ИТС призваны автоматизировать процессы управления дорожным движением, бороться с пробками и дорожно-транспортными происшествиями.
Так что же представляет собой интеллектуальная транспортная система? По сути это единая автоматизированная платформа управления транспортом с подсистемами мониторинга параметров автомобильного потока, контроля соблюдения ПДД, метеомониторинга, светофорного регулирования и табло переменной информации.
ИТС позволяет комплексно решать целый ряд важнейших задач: повышать безопасность дорожного движения и снижать аварийность, оперативно информировать дорожные и контролирующие службы о ситуации в городе, повышать пропускную способность дорог и минимизировать пробки, управлять общественным транспортом, улучшать качество содержания трасс и даже снижать пагубное воздействие транспорта на экологию.
В соответствии с постановлением правительства России о внедрении ИТС в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тыс. человек, в рамках нацпроекта на Кубани ИТС формируют в Краснодарской и Сочинской агломерациях.
Работы в этом направлении стартовали в 2020 году. В 2021-м на развитие умной системы региону выделили 260 млн рублей из федерального бюджета, из них 76 млн направили непосредственно Краснодару и Сочи. Всего же до 2023 года из федеральной казны на внедрение ИТС в Краснодарском крае перечислят 1,027 млрд рублей.
Краснодару на интеллектуальную транспортную систему в этом году направили 45 млн рублей.
Кроме того, были закуплены две новые автоматические метеорологические станции с экодатчиками, измеряющими температуру воздуха и асфальтобетонного покрытия дорог, скорость ветра, влажность и количество осадков. Все эти данные в режиме реального времени поступают в Центр мониторинга дорожного движения и транспорта. Станции разместили на Суворовском путепроводе и по улице Красных Партизан на пересечении с улицей им. Лукьяненко.
Также приобретена программа для обеспечения приоритета проезда трамваев. На вагонах закрепили специальные блоки, которые при подъезде к светофору подают сигнал для включения на нем зеленого света.
– До конца 2021 года в городе установят четыре современных адаптивных светофора. Новое оборудование появится в Хостинском районе на пересечении улиц Сухумское шоссе, Дарвина и Искра, улицы Черноморская и проспекта Пушкина, а также в Центральном районе на перекрестках улиц Воровского и Московской и на улице Конституции СССР, 42А, – рассказал директор департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Сочи Андрей Недвижай.
Всего за два последних года в Сочинской городской агломерации в рамках создания ИТС установили 33 детектора транспорта, 69 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД и 10 видеокамер, 3 автоматические дорожные метеостанции, 7 комплексов дорожных адаптивных светофоров. Также для развития опорной сети связи ИТС было выполнено устройство волоконно-оптической линии на девяти участках дорог.
Цели внедрения ИТС:
повышение уровня безопасности дорожного движения, выработка эффективных решений с целью предотвращения ДТП и минимизации негативных последствий аварий;оптимизация условий движения транспортных потоков на автомобильных дорогах городской агломерации для повышения их пропускной способности и снижения риска возникновения ДТП;
обеспечение высокого качества транспортного обслуживания всех пользователей;
снижение вредного воздействия транспортного комплекса на экосистему;
повышение эффективности функционирования транспорта и транспортной инфраструктуры городской агломерации;
рост качества планирования и управления в области транспортного комплекса и транспортной инфраструктуры;
повышение эффективности контроля транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог;
улучшение эффективности работы по ликвидации ЧС и их последствий.
Как рассказали в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, создание элементов интеллектуальной транспортной системы на Кубани уже приносит свои плоды. Благодаря им в местах установки адаптивных светофоров и видеокамер снижаются аварийность и число случаев нарушения правил дорожного движения, автомобилистам дали возможность через специальные табло переменной информации получать оперативные данные о заторах и ДТП, коммунальные службы своевременно принимают меры по расчистке дорожного полотна.
В 2022–2024 годах в двух городских агломерациях Краснодарского края будет продолжено развитие подсистем ИТС, отвечающих за управление состоянием дорог и дорожной инфраструктуры, контроль соблюдения ПДД и мониторинг параметров транспортного потока, диспетчерское управление транспортом служб содержания дорог, информирование автомобилистов, метео- и экологический мониторинг, а также обеспечение приоритетного проезда общественного транспорта.