Кубанские Новости
Общество
Иван Карасев

В строительство моста через реку Кубань в этом году будет вложено 2,5 млрд рублей

В строительство моста через реку Кубань в этом году будет вложено 2,5 млрд рублей
Фото: Антон Приходько
Новый мост соединит два соседних субъекта Федерации – Краснодарский край и Республику Адыгея.

Сегодня в Краснодарском крае уделяется особое внимание развитию дорожной инфраструктуры региона. Строятся новые магистрали и обходы населенных пунктов, ремонтируются улицы. И мосты в этом ряду отнюдь не исключение. Особый разговор – вопросы безопасности движения на возводимых объектах. К этому обязывает нацпроект «Безопасные качественные дороги», в рамках которого развернуто масштабное строительство в субъектах Российской Федерации.

Семь опор, четыре полосы

В этот раз речь пойдет об одном из важнейших проектов – строительстве нового четырехполосного Яблоновского моста в Краснодаре. Он соединит два соседних субъекта – Краснодарский край и Республику Адыгея.

Как рассказали корреспонденту «КН» в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, в настоящий момент идет надвижка конструкции пролетов на мостовом переходе через реку Кубань в краевом центре. Сейчас техническая готовность сооружения составляет 50 процентов.

Как пояснили специалисты, надвижка – это установка пролетных строений в проектное положение путем их перемещения вдоль оси моста или поперек. При продольной надвижке пролетное строение (или его часть) собирают на насыпи подхода или подмостях, сооруженных по оси моста, а затем надвигают в пролет по специальным накаточным устройствам. Метод позволяет сократить сроки строительства за счет одновременного ведения работ по монтажу пролетного строения и сооружению опор.

Сегодня возведено пять опор нового моста через реку Кубань между Краснодаром и поселком Яблоновским. А всего таких опор будет семь.

Недавно рабочие монтировали пролетные строения. В русле реки Кубани они возводили седьмую опору. Фундамент этой массивной колонны почти полуметрового диаметра и свыше 30 метров в глубину. Как отмечают специалисты, конструкция достаточно устойчивая. А сам новый Яблоновский мост способен выдержать даже землетрясение в девять баллов, если, конечно, такое невероятное событие случится.

– Мы уже приступили к устройству пешеходного подземного перехода по правой стороне нового Яблоновского моста, на левой – начата установка лестничных сходов. Готовимся к работе по устройству подпорных стен и подхода к мосту, – рассказал заместитель главного инженера ООО «СтройЮгРегион» Дмитрий Колдышев.

Фото: Антон Приходько

После введения нового моста в эксплуатацию откроется путь для большегрузов и автобусов и водителям не придется двигаться в объезд по Тургеневскому мосту.

Строители сейчас выполняют монтаж металлоконструкций пролетного строения.

– После того как будет собрано последнее пролетное строение, начнется обустройство дорожного покрытия и установка барьерного ограждения, – отметил заместитель главного инженера Дмитрий Колдышев. – По государственному контракту работы планируется завершить в 2024 году. Однако в настоящее время благодаря поддержке правительства России строительство идет с опережением сроков.

Краснодарский край в дополнение к ранее выделенным средствам в размере 2,2 млрд рублей получил еще 300 млн рублей на продолжение строительства нового Яблоновского моста. Денежные средства выделило российское правительство. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев назвал этот объект одним из ключевых в регионе, реализуемых по нацпроекту «Безопасные качественные дороги».

Фото: Антон Приходько

Идем на обгон

Новый Яблоновский мост поможет значительно улучшить ситуацию на кубанских дорогах, особенно в окрестностях Краснодара. На этих направлениях сегодня наиболее интенсивное движение транспорта, случаются заторы. Ежедневно тысячи водителей стоят в километровых пробках на южном въезде в кубанскую столицу. Скорость автомобильного потока на этих проблемных участках трассы едва ли превышает 20 км/ч.

Изначально планировалось довести техническую готовность моста до 50 процентов только к концу нынешнего года. Но благодаря поддержке правительства России удалось увеличить темпы строительства и уже сегодня достичь плановых показателей.

Сейчас рассматривается вопрос о выделении дополнительных федеральных средств, что позволит полностью завершить работы на год раньше срока – не в 2024 году, а уже в 2023-м.

О возможном увеличении финансирования строительства говорил заместитель председателя правительства России Марат Хуснуллин во время рабочей поездки на Кубань в конце июля этого года. Тогда он осмотрел ход возведения нового Яблоновского моста и отметил, что работа идет хорошими темпами.

Завершить проект раньше срока, полагают в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, удастся в том числе и за счет слаженной работы всей команды. На базе ведомства была создана рабочая группа. В ее состав вошли представители заказчика, муниципальных образований, ОНФ, Законодательного Собрания края, ГИБДД. Скоординированная работа позволяет максимально быстро принимать решения без ущерба для качества.

Фото: Антон Приходько

Двукратная разгрузка

Новый Яблоновский мост строят с 2019 года в три этапа. Длина сооружения составит более 400 метров. По утвержденному проекту, проезжая часть мостового перехода будет состоять из четырех полос движения – по две в каждом направлении. Реализация проекта в рамках намеченных краевой администрацией планов призвана увеличить пропускную способность дороги в два раза. Кроме этого, мостовой переход будет оснащен велодорожками и уличным освещением, отвечая всем современным требованиям безопасности дорожного движения.

На возведение нового моста на 2021 год предусмотрено порядка 2,5 млрд рублей из федерального бюджета. На объекте до конца этого года запланировано завершить работы по устройству всех опор, изготовить более 6 тыс. тонн металлоконструкций и половину из этого объема смонтировать.

Работы идут на двух берегах, на правом приступили к конвейерно-тыловой сборке, собрано уже более 500 тонн металлоконструкций.

Фото: Антон Приходько

С царских времен

Как утверждают краеведы, 9 мая 1887 года был открыт железнодорожный мост. Он соединил Екатеринодар (так назывался Краснодар в Российской империи) с противоположным берегом реки Кубани. Мост стал не только ключевым участком, по которому понеслись поезда к Черному морю, – он способствовал освоению прилегающих территорий. Именно в то время на левом берегу Кубани стали появляться хаты первых казачьих поселенцев.

В первые годы советской власти на Кубани появлялись проекты строительства пешеходного моста через Кубань. И в итоге его возвели в 1926 году. Он был сделан из дерева. Кстати, забегая вперед, скажем: именно на его месте находится сегодня современная железобетонная мостовая конструкция.

В 1942 году деревянный мост, по которому переправлялись немецко-фашистские войска с боевой техникой, пришлось взорвать. Это было сделано по планам советского командования, чтобы замедлить продвижение врага к Черному морю.

Сразу после окончания Великой Отечественной войны незамедлительно началось строительство автодорожного моста на месте разрушенного.

Важность моста с каждым годом возрастала. Не в последнюю очередь из-за того, что разрастались населенные пункты вблизи Краснодара. В 1958 году решением Краснодарского краевого исполкома Совета народных депутатов хутор Яблоновский получил статус рабочего поселка и был соединен с аулами Новый Кошехабль, Хаджимуков и Вторым отделением Адыгейского овощного совхоза.

Сегодня Яблоновский – поселок городского типа, в котором проживает почти 39 тыс. человек. Это второй по численности жителей (после Майкопа) населенный пункт Республики Адыгея.

Фото: Антон Приходько

Мы наш, мы новый мост построим

Яблоновский мост – объект межрегионального значения. Он является началом федерального маршрута А-146 Краснодар – Новороссийск, который обеспечивает транспортные связи кубанской столицы с черноморским побережьем, морским портом Новороссийск и юго-западной частью Краснодарского края. По нему осуществляется ежедневная маятниковая миграция населения.

Существующий мост устарел и не справляется с огромным потоком машин.

Сегодня самый простой и очевидный объездной путь – Тургеневский мост в Краснодаре, но и он существенно перегружен. Добраться с одного берега Кубани на другой можно сейчас и на паромной переправе, а также по дороге мимо шлюзов Краснодарского водохранилища.

В связи с активным жилищным строительством транспортная нагрузка на участок Яблоновского моста значительно увеличилась. При этом путепровод ведет к трассе в направлении Черного моря. Для обеспечения безопасности граждан в связи с ветхим состоянием моста в 2019 году движение транспорта по нему было ограничено – теперь здесь могут проезжать только легковые автомобили.

О необходимости возведения нового моста говорили и власти кубанской столицы. Но при этом они обращали внимание, что самостоятельно такое строительство городу не потянуть. Стоимость возведения нового моста – 6,4 млрд рублей. А это почти треть городского бюджета вместе со всеми дотациями и субсидиями.

Приступить к сооружению нового Яблоновского моста удалось благодаря активной позиции губернатора Кубани Вениамина Кондратьева и включению объекта в нацпроект «Безопасные качественные дороги» с софинансированием из федерального бюджета.

Краевые власти долго лоббировали этот проект на федеральном уровне, и наконец в 2019 году строители приступили к его возведению.

Как рассказали специалисты краевого министерства транспорта и дорожного хозяйства, это будет уникальное инженерно-техническое сооружение. Длина металлических пролетных строений превысит 100 метров, а протяженность мостового перехода составит 1,1 км, в том числе длина самого моста будет измеряться 478 метрами.

Фото: Антон Приходько

Поддержки много не бывает

Проект строительства нового Яблоновского моста, по словам специалистов, давался достаточно тяжело. В первую очередь из-за высокой цены.

Общая стоимость объекта – 6,4 млрд рублей. В эту стоимость включены затраты на проектные работы, работы по отводу и выкупу земельных участков, переносу коммуникаций, сносу зданий и сооружений, а также непосредственно строительно-монтажные работы.

Не зря так долго и тщательно готовились и разрабатывались необходимые проектные расчеты, документы территориального планирования. Все это уже утверждено и теперь служит весомым обоснованием на получение государственной поддержки, а в дальнейшем дает возможность претендовать на дополнительное финансирование.

В краснодарской мэрии уверены, что при поддержке края и федерального центра объект успешно будет построен. И сегодня уже понятно, что он в высокой степени готовности. Специалисты уверяют, что никаких сбоев не предвидится и скоро мы все увидим новый Яблоновский мост построенным и введенным в эксплуатацию.