Кубанские Новости
Общество

Обращение к автоюристам обернулось для сотен краснодарских водителей серьезными проблемами

Обращение к автоюристам обернулось для сотен краснодарских водителей серьезными проблемами

Подписав после небольших ДТП доверенности на оформление выплат по ОСАГО, автолюбители сразу получили на руки возмещение ущерба, а через несколько лет – исковые судебные требования.

Будь Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей не литературным персонажем, а нашим современником, да еще и с Кубани, он бы наверняка сильно удивился тому, что кто-то действительно может по первой просьбе дать встреченному на улице незнакомцу ключ от квартиры, где деньги лежат. Ну или, если на наши реалии, — пин-код от банковской карточки.

И уж точно великий комбинатор забыл бы про зашитые в стулья бриллианты или богатства подпольного миллионера Корейко, если бы не собирал на него свою папку, а познакомился с материалами уголовного дела, которое сейчас расследуется следственным управление ГУ МВД России по Краснодару. Ведь из него следует, что таких людей сотни. И многие уже признаны потерпевшими от действий «неустановленных лиц», которых они сами уполномочили взыскивать возмещение со страховых компаний, а заодно снабдили доверенностями на право открывать счета в банках, получать банковские карточки и снимать деньги.

Сегодня ставшая крылатой фраза Бендера звучала бы чуть иначе, чему у Ильфа и Петрова: «Придётся переквалифицироваться в автоюристы». Впрочем, и книжка вышла бы не сатирической, а драматической…

Сегодня ставшая крылатой фраза Бендера звучала бы чуть иначе, чему у Ильфа и Петрова: «Придётся переквалифицироваться в автоюристы». Впрочем, и книжка вышла бы не сатирической, а драматической…

Зона особого взыскания

Краснодарский край у страховых компаний не в фаворе. По данным Банка России, ведущего мониторинг региональных рисков недобросовестных действий в ОСАГО, регион отличается повышенным риском мошенничества. ЦБ уже не включает его в самую высокорисковую для страховщиков «красную» зону, лишь в «оранжевую», но в последнем обнародованном мониторинге за период с 1 октября 2020 года по 30 сентября 2021 года, отмечается, что на Кубани показатель средней страховой выплаты по «автогражданке» достигает максимального уровня и превышает 115% от среднего значения по стране.

Анализ Российского союза автостраховщиков показывает, что Краснодарский край сегодня не отличается повышенной аварийностью: частота страховых случаев по ОСАГО здесь ниже средней по стране. Но при этом средняя выплата по полисам «автогражданки» – а за первое полугодие 2021-го она составила в регионе 99964 рубля – одна из самых высоких в России. Также край входит в пятерку регионов, с самым высоким соотношением судебных выплат к несудебным – 11,7%.

Несколько лет назад край и вовсе был в числе лидеров по активности мошенников и автоюристов, по количеству судебных споров со страховщиками. Убыточность по ОСАГО на Кубани просто зашкаливала, что напрямую отражалось и на доступности полисов. Отголоски тех времен видны и сегодня: во-первых, в регионе один из самых высоких территориальных коэффициентов при расчете стоимости «автогражданки», а, во-вторых, – сотни пострадавших автомобилистов, которые были обмануты недобросовестными автоюристами и теперь пытаются найти виновных в своих бедах.

«Доверка» на дорогах

Юриспруденция предполагает, что в гражданско-правовых отношениях – а ОСАГО относится к таковым – стороны должны действовать добросовестно и разумно. А какая разумность в том, что возмещение в разы превосходит сумму ущерба? Какая добросовестность в том, чтобы по звонку знакомого гаишника приехать первым на место ДТП, расписать находящемуся в стрессе после аварии автомобилисту якобы неизбежные ужасы получения страховки официальным путем и тут же предложить упрощенный: выкупить за небольшую сумму доверенность на право его представлять? А потом оценить повреждения у знакомого эксперта и начать тяжбу со страховой компанией.


Именно поэтому не все профессиональные юристы готовы считать коллегами так называемых юридических представителей, порой не имеющих даже профильного образования, но построивших большой бизнес на посредничестве между автомобилистами и страховщиками. Эти автоюристы зарабатывают существенно больше своих «клиентов», добиваясь разными путями не только выплаты страхового возмещения, которым они еще готовы делиться с водителями, но и используя лазейки в законодательстве для взыскания штрафов и пеней, — а эти немалые деньги до автомобилистов уже, как правило, не доходят.

Жертвами именно таких людей и считают себя несколько сотен кубанских автовладельцев, согласившихся в 2016-2017 гг. «продать» на месте ДТП свое право оформить выплату по ОСАГО. Большинство повреждений в этих авариях были небольшими, и полученные на руки деньги – от 20 до 80 тыс. рублей – всех устраивали. Взамен водителю требовалось заключить с автоюристами договор цессии, а также заглянуть к нотариусу для подписания доверенности.

Почему практически никого не насторожил ее текст, остается главной загадкой. Ведь именно этим документом каждый из автомобилистов помимо полномочий по взысканию страхового возмещения наделял юридического представителя правом «открытия на его имя дебетового счета в любом банковском учреждении для зачисления денежных средств, получения пластиковой карты, не вскрытого конверта с пин-кодом к ней, ввода пин-кода, распоряжения открытым на его имя счетом и закрытия счета, правом получения присужденного имущества или денежных средств, правом получения страхового возмещения и компенсационных выплат по страховому случаю».

В таком виде это не просто доверенность — это индульгенция для тех самых краснодарских юристов. Они же делали только то, что им поручили доверители. Именно поэтому люди, фамилии и паспортные данные которых фигурируют в доверенностях, не являются фигурантами уголовного дела о мошенничестве, а расследуется оно «в отношении неустановленной группы лиц».

Крымские «каникулы»

Уехавшие с места аварии кубанские автовладельцы даже не подозревали, что, по документам, они, оказывается, отправились не по домам, а… в Крым. Переданных автоюристам персональных данных было достаточно для оформления временной регистрации в гостиницах, отелях, хостелах, что давало возможность подать иск к страховым компаниям в Центральный районный суд Симферополя — «по месту пребывания потерпевших». Суммы страхового возмещения обрастали компенсациями за «независимую» экспертизу, штрафами, пенями и в итоге увеличивались в десятки раз – до 400-700 тыс. рублей, порой переваливали и за миллион.

При этом выданные после решения суда исполнительные листы успешно обналичивались: по ним шло списание средств со счетов «РЕСО-Гарантии», «Росгосстраха», «СОГАЗа», «ВСК», «Зетта-страхования». Только в «Росгосстрахе» общая сумма выплат по этим делам превысила 66 млн рублей.

Считающие себя обманутыми автомобилисты утверждают, что и в Крыму в указанные дни не бывали, и денег от страховщиков не видели. И вообще о том, что от их имени кто-то успешно судится со страховыми компаниями, узнали, когда получили требование оплатить дополнительный подоходный налог. А затем стали получать повестки в суд и совсем другие требования – вернуть в полном объеме средства, которые были переведены страховщиками на открытые по доверенностям счета.

Дело в том, что представители страховых компаний успешно обжаловали вынесенные решения Центрального районного суда Симферополя в Верховном суде Республики Крым, где подавляющее большинство решений было отменено, а дела направлены на новое рассмотрение в суды Краснодарского края – согласно нормам территориальной подсудности. На весах Кубанской Фемиды аргументы страховщиков о необоснованности и неправомочности столь крупных взысканий за незначительные повреждения обрели необходимую значимость – судьи стали принимать совсем другие вердикты. Если выражаться юридически – о повороте исполнения решений Центрального райсуда Симферополя.

Вот – новый поворот

Получение повестки в суд или искового требования стало для краснодарских автомобилистов сигналом о том, что их уже изрядно подзабытая небольшая проблема на дороге вдруг стала гораздо более серьезной, чем казалось. А когда выяснилось, что счет гражданам, введенным в заблуждение автоюристами, идет на сотни, они стали объединяться в соцсетях и вырабатывать планы совместных действий. Автомобилисты обращались в правоохранительные органы, в сентябре 2020 года представители этой группы встречались с прокурором Краснодарского края Сергеем Табельским, обращения направлялись в Генеральную прокуратуру и Государственную думу.

Результатом такой активности, а также и работы служб безопасности страховых компаний стала серия уголовных дел о мошенничестве, которые впоследствии были объединены в одно. Потерпевшими по нему были признаны как страховщики, которые от действий «неустановленных лиц» потеряли десятки миллионов рублей, так и автомобилисты, по сути, и давшие возможность автоюристам эти миллионы взыскивать с помощью крымского суда.

Примечательно, что в своих злоключениях автомобилисты готовы винить и автоюристов, и страховщиков, и нотариусов, заверявших доверенности. Но только не самих себя, наделивших представителей, встреченных буквально на улице, столь широкими финансовыми полномочиями. В своих требованиях, рассылаемых по инстанциях, они настаивают на необходимости остановить процесс обратного взыскания в пользу страховщиков, поскольку денег в таких объемах не получали. При этом бороться с теми, кто деньги получить мог, в рамках гражданско-правовых отношений, то есть, обращаться с исками к автоюристам – решаются немногие.

Безусловно, при наличии таких доверенностей довольно сложно убедить суд в том, что автоюрист неправомочно воспользовался отсуженной у страховщика суммой. Но прецеденты вынесения решений в пользу автомобилиста о взыскании с действовавшего по доверенности юриста всей суммы, да еще и с процентами за неправомерное распоряжение чужими денежными средствами, в Краснодарском крае были. А значит в этой истории могут быть и новые повороты. Если, конечно, автомобилисты сменят тактику и начнут бороться со своими «помощниками» и отстаивать справедливость по каждому случаю параллельно с расследованием уголовного дела, которое в силу большого количества эпизодов, потерпевших, необходимости опроса сотен свидетелей может длиться довольно долго.

Показать еще