Долгие 186 дней длилась оккупация немецкими войсками краевого центра. Этот период стал самым страшным и тяжелым в истории Краснодара. Некогда цветущий город, считавшийся культурной столицей российского юга, был разрушен настолько, что стал 17-м в списке наиболее пострадавших в СССР за все время военных действий. Фашисты оставили после своего отступления в руинах 800 домов, в пламени пожарищ сгорело четыре высших учебных заведения. Камня на камне не осталось от всех городских школ и театров.
Именно в Краснодаре фашисты впервые применили «душегубки», или, как их называли немцы, газваген (газовый автомобиль). Адское устройство оккупанты применяли для массового уничтожения гражданского населения и советских военнопленных. В «душегубке» угарный газ поступал в салон машины, куда бросали людей. Надышавшись выхлопами, несчастные умирали в страшных муках.
О применении нацистами газвагенов стало известно в 1943 году после суда над участниками преступлений против человечества, совершенных на территории Краснодарского края. Не менее 6,7 тысячи кубанцев уничтожены в «душегубках».
Еще одно жуткое напоминание зверств и военных преступлений – окрестности нынешнего стадиона «Динамо». Здесь в оккупацию был разбит один из самых больших на территории СССР концлагерей для военнопленных. В нем побывало до 10 тысяч советских солдат, которых враг использовал как бесплатную рабсилу. Аналогичные жуткие учреждения немецкой оккупационной администрации располагались в районе мясокомбината на улице Воронежской, в районе железнодорожного моста, близ Затона, рядом с кожзаводом, а также на пересечении улиц Красной и Хакурате в стоявших там хлебных амбарах.
Ужасам пришел конец утром 12 февраля 1943 года. Бойцы взвода конной разведки лейтенанта Крапивы 121-го горнострелкового полка 9-й горнострелковой дивизии имени Верховного Совета Грузинской ССР Даниил Васюков, Юлмухаммед Шикин и Хангирей Адалгиреев подняли красный флаг над зданием, где до эвакуации заседал крайком ВКП(б). Этот дом – на углу улиц Красной и Ворошилова (теперь Гимназическая).