Кубанские Новости
Общество

Цифровое портфолио ученика: что нового будет в школах с сентября

Цифровое портфолио ученика: что нового будет в школах с сентября
Фото: pexels.com
Какие нововведения ожидают школьников и педагогов в 2022-2023 учебном году?

Мы живем в период интенсивной информатизации: скорость обмена данными в 21 веке возросла в разы, объемы информации увеличились. Особенно сильно изменения коснулись системы образования: учителя и ученики сегодня зачастую вынуждены перебираться из классов и аудиторий в интернет-пространство и исследовать новые образовательные платформы.

Цифровое портфолио: что это?

Одна из крупнейших инноваций последних лет – введение цифрового портфолио ученика. Минпросвещения разработал целую стратегию цифровой трансформации образования, которую изложил в одноименном документе. В том же документе был озвучен план по внедрению данной технологии в образовательное пространство.

Согласно задумке, цифровое портфолио ученика будет представлять собой индивидуальный сборник успехов учащегося: хорошие оценки, завершенные проекты, грамоты, результаты волонтерской работы – все это будет храниться на соответствующем сервере и предоставляться, по желанию школьника, в вузы при поступлении. В документе конечным сроком внедрения проекта обозначен 2024 год, но на самом деле технология уже несколько лет тестируется в различных школах страны, а некоторые университеты уже принимают портфолио вместе с результатами ЕГЭ. Заполнять цифровую папку можно будет начиная с 4 класса.

С 1 сентября 2022 года начнут действовать новые образовательные стандарты – третьего поколения – согласно которым довольно большой процент навыков должен будет развиваться через проектный метод. В целом, концептуально, метод не нов для учеников старшей школы, однако раньше он не был обязательным к применению в младшей и средней школе. Теперь же даже младшие школьники будут привлечены к проектной деятельности – со временем это позволит сформировать привычку к исследованию, анализу и синтезу информации. Для подтверждения наличия проектов будет использоваться цифровое портфолио, которое можно будет заполнять в период с 4 по 11 класс.

Суть цифрового портфолио заключается в том, чтобы помочь высшим учебным заведениям составить портрет абитуриента, а самому абитуриенту дать больший шанс попасть на интересующую специальность: в зависимости от содержания портфолио, вчерашний школьник получает дополнительные баллы при поступлении.

Впрочем, вместе с возрастающим количеством платформ множатся и вопросы. Разберем те из них, что касаются заполнения портфолио.

Чем заполнить портфолио?

Уже сегодня существует множество способов заполнить цифровую папку. Условно их можно разделить на шесть крупных групп.

Первый способ – это высокая успеваемость, хороший средний балл и хорошие оценки по итоговым работам. Тем, кто не может похвастаться успехами в учебе, переживать не стоит: плохие оценки в портфолио отображаться не будут.

Второй – олимпиады. Учитываться в портфолио будет только призовое место, но зато с любого этапа. Не обязательно быть победителем Всероссийской олимпиады, для портфолио хватит и школьной.

Третий – грамоты. За участие во внеурочной деятельности, организацию школьной постановки и пр. Обычно в школе их выдают в бумажном виде, в этом случае их нужно отсканировать и прикрепить оцифрованное изображение на сайт.

Четвертый – спортивные и музыкальные достижения. Грамоты, медали, активное участие в школьных спортивных и творческих мероприятиях, результаты соревнований и конкурсов – все это может быть включено в список достижений.

Пятый – волонтерская деятельность. Учитываться будет и участие в школьных волонтерских проектах, и самостоятельная активность в этом направлении.

Шестой – результаты проектной деятельности. Разработанное исследования может сильно помочь поступающему в вуз, особенно если изучаемая тема имеет отношение к выбранной специальности. Отметим, что исследовательский проект сегодня считается одним из самых продуктивных образовательных средств.

Зачем заполнять портфолио проектами?

На сегодняшний день именно проектная деятельность является наиболее перспективным направлением для тех, кто заботится о содержании своего портфолио и равномерном развитии предметных навыков и умений. При этом в реалиях нового времени именно с ней у школьников и учителей возникло множество проблем: многие педагоги отмечают, что проект сложно вписать в школьную программу, а при переходе на удаленку часто неясно, как с ним работать.

Впрочем, общая цифровизация образования создает условия для создания проектов через онлайн-платформы. Некоторые учителя уже оценили скачок, который совершили технологии в данном направлении: тьютор международного сетевого исследовательского образовательного проекта «Глобальная школьная лаборатория», педагог с 30-летним стажем Ирина Мещерякова рекомендует обращаться к цифровым образовательным средствам, например, к онлайн-сервису ГлобалЛаб, который посвящен тому, чтобы обучить школьников проводить различные исследования.

– На портале ГлобалЛаб есть множество проектов, развивающих несколько компетенций параллельно. Я давно обращаюсь к этой технологии: мои ученики являются авторами проектов «Музыка вокруг нас», «Зимние забавы», «Дети против войны», а также принимают участие в уже существующих на сервере проектах, таких как «Имя прилагательное», «Приметы весны: поет большая синица» и многих других», – сообщает педагог.

Некоторые кубанские школы не отстают от современных образовательных тенденций. Так, например, МАОУ Гимназия №23 в 2020 году разработала положение «Об индивидуальном образовательном проекте», положение «О проектной и исследовательской деятельности учащихся 5-9 классов», ряд авторских методичек и учебное пособие для 7-11 классов «Проектная деятельность в школе», а до того, с 2017 года до 2020, работала в статусе муниципальной сетевой информационной площадки.

Плюсы проектов в сети

В работе над проектами через цифровые средства кроется множество плюсов.

Во-первых, для создания любого проекта необходим личный интерес школьника, персональный запрос на поиск ответа на вопрос.

– На сайте ГлобалЛаб есть отдельный раздел для озвучивания идей, где участники портала предлагают новые темы исследований, находят соратников и кураторов. Кроме того, каждый пользователь платформы может обратиться к функции конструктора, позволяющей создавать и публиковать собственные проекты, в которых можно самостоятельно выбирать все: от темы и средств сбора информации до настройки виджетов и количества участников, – сообщает соосновательница и президент ГлобалЛаб, лауреат Премии Правительства РФ в области образования в 2012 году Татьяна Крупа. – Так обширная база уже существующих проектов регулярно пополняется новыми работами, базирующимися на интересах учащихся. Лично для школьника это значимо, потому что он не ограничен в своем любопытстве: он может выбрать как любую понравившуюся тему из уже существующих в базе, так и создать новую в случае отсутствия подходящей.

Для ВУЗа подобная работа будет представлять ценность, потому что будет говорить об уровне заинтересованности абитуриента в конкретной проблеме и в поступлении в целом.

Во-вторых, привычка к исследовательской деятельности формирует исследовательский подход к жизни, что в дальнейшем помогает вчерашнему школьнику лучше ориентироваться как в бытовой сфере, так и в механизме создания экзаменационных, курсовых и дипломных работ.

Рассмотрим на примере. Проект «Проектируем идеальную комнату», размещенный на сайте ГлобалЛаб, помогает школьникам развить математические навыки и навыки проектирования. В ходе работы они осваивают как и базовые школьные предметы, так и практически применимые умения. При этом все эти процессы изложены в формате исследования, структура которого предполагает четкую последовательность действий, которая не изменится в том числе и при создании курсовой работы в университете.

В-третьих, проектная деятельность позволяет развивать умение анализировать и синтезировать информацию, работать с данными, которые впоследствии доводятся до автоматизма, что облегчает процесс изучения предметов в целом.

Отдельно отметим, что работа с цифровыми образовательными платформами, такими, как ГлобалЛаб, не обязывает использовать какую-то специальную технику – достаточно иметь периодический доступ в интернет.

– Многие проекты можно выполнить без помощи приложений, требующих большого объема виртуальной памяти. Например, результатом проекта «Проектируем идеальную комнату» должен быть макет комнаты, созданный из подручных материалов. Следовательно, школьнику нужно иметь возможность поделиться его фотографией. Но если и это невозможно, то существуют проекты, которые в принципе не требуют фото-сопровождения, например, «Определяем КПД электрического чайника» – участнику нужно иметь возможность только разместить текст работы, – сообщает Татьяна Крупа.

Подведем итоги

В грядущем учебном году школьников и педагогов ожидает введение нового образовательного стандарта, который расширит возможности учителей в вопросе ведения проектной деятельности и задействует в ней учеников всех возрастов.

Также участников образовательного процесса ожидает постепенное внедрение технологии цифрового портфолио, которое со временем станет способом абитуриента заявить о себе с помощью предоставления доступа вузу к цифровой папке, содержащей в себе данные обо всех личных и академических достижениях вчерашнего школьника. Результатом упорной работы над проектами и цифровым портфолио станет получение дополнительных баллов к результатам ЕГЭ.