Кубанские Новости
Общество

Беспокойство за близких, угроза потери денег и сострадание: как мошенники разводят россиян

Беспокойство за близких, угроза потери денег и сострадание: как мошенники разводят россиян
Фото: pexels.com
Разбираем с экспертами самые популярные приемы жуликов и учимся им противостоять.

Мошенники прекрасно знают психологию и все человеческие слабости. Зачастую именно наши эмоции помогают жуликам зарабатывать. Заметные внешние события злоумышленники используют как повод, особенно когда происходящее усиливает наши тревоги – у каждого свои.

«Кубанские новости» решили разобрать с экспертами самые популярные приемы мошенников и подготовили советы о том, как им противостоять.

Беспокойство за близких

У каждого из нас есть люди, которые нам небезразличны, те, за кого мы переживаем каждую минуту и от всего сердца. Дети, родители, вторые половинки, близкие друзья. От их имени очень часто действуют мошенники. Например, классический вариант телефонного развода: «Я в беде, срочно нужны деньги». Не удивляйтесь, он по-прежнему очень распространен. Технологии не стоят на месте, сегодня мошенники легко имитируют голоса знакомых жертвы через специальные программы. Также жулики ловко включают психологическое давление – сбивчивый тон, слезы, истерику. Когда речь идет об угрозе жизни и здоровью самых близких, мы просто не способны мыслить критически. «Помогу, а потом разберемся», – сразу всплывает в голове.

На фоне применения санкций к некоторым российским банкам мошенники массово стали предлагать людям перевод средств на «безопасный счет». В попытке сохранить свои сбережения, народ, не задумываясь, соглашается. Разумеется, счет принадлежит злоумышленнику и жертва не сохранит деньги, а потеряет их.

Желание получить что-то бесплатно

Это одна из самых парадоксальных человеческих слабостей. Не надо стесняться, друзья. Халява – это ловушка, в которую попадают все без разбора (порой даже очень обеспеченные люди). Этим и пользуются злоумышленники. Часто, к примеру, они «проводят конкурсы» в социальных сетях.

Многие из нас становятся участниками таких розыгрышей: «А что, условия простые, времени много не надо тратить, вдруг мне повезет?» И вот вы уже счастливый победитель, остается только оплатить доставку или налог, а иногда – просто ввести данные карты, чтобы получить заветный приз. Человек, которому с неба свалился подарок на условные 100 тыс. рублей, с легкостью расстается с парой сотен или даже тысяч. Вот только никаких подарков нет, а бесплатный сыр, как известно, только в мышеловке. Незадачливый пользователь отправляет деньги, организатор розыгрыша мгновенно растворяется в воздухе. Все. Дело сделано. Да, улов мошенника здесь не очень большой, зато желающие попасться на удочку халявы буквально выстраиваются в очередь.

Фото: pexels.com

В поисках любви

На этот крючок мошенники чаще всего ловят посетителей сайтов знакомств. Но на развод можно наткнуться и просто в социальных сетях. Схема всегда одна: пользователю пишет привлекательная девушка или молодой человек. Собеседник делает комплименты, задает вопросы, рассказывает о себе. Будущей жертве льстит интерес, общение переходит в ненавязчивый флирт – то, чего многим не хватает в суматохе повседневной жизни. И вот однажды, возможно, даже накануне первой и такой долгожданной встречи, человек просит денег – в долг, разумеется, буквально до завтра. На сленге мошенников это называется «крутить лохов».

Опытные жулики, стоит сказать, разовыми успехами не довольствуются. Они постепенно выманивают у жертв серьезные суммы, мастерски вписываясь в образ своего персонажа: шлют фейковые фото, записывают голосовые сообщения... Чем больше жертва привыкает к общению, тем больше денег сможет получить мошенник.

Страх лишиться денег

Эту человеческую слабость уже много лет успешно эксплуатируют мошенники, выдающие себя за сотрудников различных банков. Наверное, почти каждый сталкивался с попыткой такого развода. Многие держат на картах солидные суммы, а некоторые и вовсе не пользуются наличными. Поэтому новость о блокировке или аресте счета мгновенно повергает в панику и побуждает совершать необдуманные поступки – например, сообщать CVC-код и срок действия карты фальшивому сотруднику банка.

В период повышенных трат накануне праздников или резких изменений курса валют, когда учащается использование банкоматов, активность «мошенников-банкиров» обычно усиливается.

«Помогите ребенку, спасите собачку!»

Особо циничные виды развода строятся на сострадании. Речь о псевдосборах на лечение детей, помощь беженцам, старикам, животным. К таким сообщениям обычно прилагаются душераздирающие текст и фото. Мошенники ловко задействуют нашу эмоциональность: «Помогите сейчас, завтра будет поздно», «Чашка кофе – цена жизни» и тому подобное. Они аккуратно и ненавязчиво внушают чувство вины, которого еще пять минут назад у вас не было. Многие отправляют деньги из жалости, другие – от нежелания остаться бездушным в своих же глазах. Результат всегда один – вы теряете свои кровные и помогаете обогатиться преступнику.

Мы ни в коем случае не призываем перестать оказывать помощь тем, кому она нужна. Просто всегда давайте себе время на раздумье и возможность убедиться, что вы не стали мишенью мошенника.

Будьте бдительны: семь простых советов для тех, кто не хочет стать жертвой мошенников

  1. Никогда не принимайте решений на фоне паники, стресса, недопонимания каких-то деталей происходящего. Козырная карта мошенника – ваша эмоциональность в условиях цейтнота. Всегда требуйте время подумать, посоветоваться. Просите перезвонить/написать через полчаса – этого зачастую хватает на то, чтобы немного прийти в себя, с кем-то поговорить, проверить факты.

  2. Придумайте с близкими кодовое слово и договоритесь называть его в случае беды. Мошенники никак не узнают его, даже если смогут сымитировать голос или взломать аккаунт в социальных сетях.

  3. Если к вам в друзья стучится симпатичный незнакомец, проверьте его фотографии поисковыми системами. Во многих случаях мошенники не заморачиваются и ставят на аватарки моделей, которые легко пробиваются через Google и Яндекс. Использование одного фото в профилях разных людей – тоже признак мошенничества. Ну и не стоит забывать, что в интернете за симпатичным фото может скрываться вообще кто угодно.

  4. Ни при каких обстоятельствах не называйте секретные данные карты и коды, которые приходят на телефон. Настоящим сотрудникам банков они не нужны. Но, когда мы волнуемся, забываем прописные истины. Если у вас спрашивают секретные данные, смело кладите трубку. Вы всегда можете перезвонить на горячую линию своего банка (актуальные номера телефонов указаны на сайтах и в приложениях организаций) и удостовериться в том, что вашим деньгам ничего не угрожает.

  5. Скептически относитесь ко всем сообщениям из разряда «Поздравляем! Вы выиграли…». Помните, честные организаторы розыгрышей отправляют все призы за свой счет или как минимум наложенным платежом. Если у вас просят какие-то деньги, с очень высокой вероятностью вы связались с мошенниками.

  6. Проверяйте достоверность информации о сборе денег для помощи нуждающимся перед тем, как отправить перевод. Рассуждайте так: «Да, я хочу помочь, но не мошеннику. Сначала все проверю». Опять же, потратьте немного времени, не спешите. Проверить организацию можно через любой поисковик.

  7. Узнавайте о том, кто звонит, еще до того, как снимете трубку. Специальные сервисы операторов сотовой связи уже давно дают такую возможность. Кстати, можно вовсе заблокировать спамеров и других нежелательных собеседников. Подробнее о том, как это сделать абонентам МТС: media.mts.ru.

Новости по теме

Количество звонков, использующих подмену номера, с 24 февраля сократилось в среднем в два–три раза, а у некоторых компаний снизилось в 11 раз. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службах крупнейших операторов связи.

Эксперты отмечают, что существенное снижение количества звонков наблюдается в сфере банковского мошенничества.

– Однако вместе с тем фиксируются новые методы социальной инженерии, направленные на «помощь спасти деньги на счетах в сложной ситуации», – отметили в пресс-службах компаний связи.

Эксперты объясняют эту ситуацию очень просто – число опасных звонков с 24 февраля сократилось, так как большая часть мошеннических колл-центров находится на Украине.