Кубанские Новости
Общество
Галина Петрова

Вальс цветов Татьяны Дудки. Селекционер-цветовод за 12 лет вывела более ста эксклюзивных сортов ирисов и пионов

Вальс цветов Татьяны Дудки. Селекционер-цветовод за 12 лет вывела более ста эксклюзивных сортов ирисов и пионов
Татьяна Дудка
Фото: Антон Приходько
Дачный участок семьи Дудка в станице Елизаветинской – настоящий цветочный рай: здесь дружно благоухают более тысячи кустов ирисо

Цветы – это судьба

К любимому делу всей жизни – цветоводству Татьяна Дудка пришла не сразу, хотя ее детство прошло на хуторе Бараниковском Славянского района, и у мамы во дворе всегда росли цветы. После окончания школы сегодняшний селекционер уехала в Краснодар, получила высшее образование и работала бухгалтером, вышла замуж.

– Поняла, что хочу разводить цветы, после посещения выставки ирисов в Краснодаре, – рассказывает она. – Было это 20 лет назад, а до того момента думала: ну что такое ирисы, или по-народному петушки? Обычные цветы – белые, синие да желтые. Оказывается, я ошибалась.

Увидев на том мероприятии десятки различных оттенков и форм ирисов, она буквально заболела ими.

Фото: Антон Приходько

Поначалу Татьяна и ее супруг Виктор занимались только разведением. Различные сорта ирисов приобретали через московское общество селекционеров и за рубежом. Но со временем пришла мысль: а почему не попробовать самим заняться селекцией? Тем более что эта ниша ни тогда, ни сейчас практически не была занята на Кубани.

Татьяна уволилась с работы и полностью посвятила себя увлечению, переросшему в семейное дело. Правда, для этого пришлось многому учиться с нуля, читать специальную литературу, экспериментировать. Одним из первых она вывела ирис, похожий на тот, что особенно поразил ее тогда на выставке – белый с сиреневой полоской. Регистрировать официально этот сорт не стала, оставила в цветнике как талисман.

Сегодня на дачном участке в 10 соток разнообразие ирисов и других цветов просто поражает, складывается впечатление, что попал в центр гигантского цветочного ковра! Помимо мужа Виктора, работать в саду Татьяне помогают сын Алексей, дочери Полина и Вера. На счету семьи селекционеров десятки сертифицированных сортов ирисов и пионов.

– Так вышло по жизни, что городским жителем я так и не стала, – делится Татьяна Дудка. – Думаю, то, что заложено в человеке в детстве, все равно возвращается. Так и меня потянуло ближе к земле.

Язычки, плечики и бородки

Татьяна Дудка с гордостью и любовью показывает свое разноцветное царство: более 500 сортов ирисов и столько же пионов. Лилейников в разы меньше, эти растения еще не зацвели, их срок в конце июня.

Разные виды садовых растений здесь прекрасно соседствуют. По земле, между ровных рядов, протянута система капельного полива. На отдельных грядах также ровными рядками располагаются молодые ирисы, так называемые сеянцы – это будущие новые сорта. Цветущие кусты повыше – это уже выведенные гибриды, но пока без названий и сертификатов.

Какое же здесь удивительное сочетание красок! Вот чисто белый цветок, а в его сердцевине украшения, как «язычки» – желтые «плечики» и оранжево-красные «бородки». Эти ярко-выраженные детали говорят о том, что новый сорт будет устойчивый и востребованный.

Еще видим цветы с необычным сочетанием оттенков – серо-желтый, сиренево-фиолетовый, темно-розовый, красно-оранжевый, чернильный... На каждом таком растении закреплены бирки с информацией о «родителях» гибрида и датой скрещивания.

Семья селекционеров создала более 100 новых сортов ирисов и пионов. Чтобы вывести один сорт ириса, требуется от 2 до 3 лет, а пиона – от 7 до 8 лет.

Вскоре селекционеры придумают им названия, а это не так уж и легко. Имя у цветка должно быть красивое, запоминающееся, звучное, отражающее его особенности. Вот, например, названия некоторых из сертифицированных сортов Татьяны Дудки: «музыка дождя», «король оранжевое лето», «горлица», «музыкант», «Аксинья», «сердолик», «Баязет», «сомелье», «поморник», «шелковый путь», «стиляга», «скрипач», «мономах»... В каждый из них вложена не только душа селекционеров, но и большой труд. И о каждом Татьяна может рассказывать бесконечно.

– Мы состоим в Российском обществе ириса, которое находится в Москве, – отмечает Татьяна. – Общество помогает с регистрацией сорта, выдает сертификат. Чтобы зарегистрировать новый сорт, направляем в эту организацию в электронном виде определенный пакет документов, фотографии выведенного цветка. Самое сложное в этом – сделать описание сорта. Зачастую цвет лепестков после скрещивания получается настолько сложный, что невозможно его описать словами.

Ирисы – самая главная любовь селекционера, но и про пионы она тоже не забывает. Также занимается выведением их новых сортов, хотя этот процесс более долгий, чем у ирисов – от семи до восьми лет. Вот необычные, кудрявые и низкорослые – они долго цветут, лепестки не опадают. Еще видим двухцветные пионы – белые с красной полоской, а вот – красные махровые или очень напоминающие ромашки, только более крупные и яркие…

В ожидании чуда

Весна – самое горячее время для селекции. Как правило, на создание нового сорта уходит от двух до трех лет. Главное – не пропустить момент цветения и подобрать подходящих «родителей» будущего нового сорта. К примеру, если один «родитель» желтый, а другой синий, то цвета не смешаются, получится «грязный» оттенок. Поэтому важно уметь представить конечный результат, что у селекционера отлично получается.

– В общем процесс скрещивания очень захватывающий, а еще важно, что находишься целый день в движении на свежем воздухе, – говорит Татьяна Дудка. – Раньше я все делала сама. Сейчас подбираю родительские пары, а скрещивает сын – у него и рука тверже, и зрение лучше.

Фото: Антон Приходько

На примере ирисов Татьяна показала сам процесс скрещивания. Как оказалось, это действительно сложные, точные и захватывающие действия: во время цветения нужно взять тычинку с цветка-«папы», затем на край пестика цветка-«мамы» аккуратно высыпать пыльцу. При этом важно знать, что материнский цветок созревает для опыления на второй день цветения, а отцовский – в первый. Когда у тебя на участке сотни цветов, учесть все это достаточно непросто.

Через несколько месяцев у опыленной «мамы» созреет коробочка с семенами – это будущий новый сорт. Семена высаживаются в горшки, растут и набираются сил. Следующей весной цветоводы перемещают сеянцы в землю. И только лишь через год, а то и два, можно будет увидеть, какой же в итоге получится цветок.

– Вот это время ожидания для меня самое трепетное, волнительное, – рассказывает селекционер. – Когда цветок приобретаешь, знаешь, какой он будет. А когда высаживаешь сеянцы, не знаешь, что из них получится, и эти чувства не передать словами. Это ожидание чуда, это скрашивает все трудности и физическую усталость.

Фото: Антон Приходько

Всю «бумажную» работу по селекции цветоводы оставляют на осень и зиму. Вносят в специально созданную электронную базу данные о каждом растении. Дети Татьяны разработали собственный сайт, с помощью которого любители цветов узнают о новых сортах ирисов, пионов и лилейников.

Чтобы не стоять на месте и постоянно обновлять сорта, Татьяна Дудка тесно сотрудничает со своими коллегами, но их не так много. Например, она приобретает цветы у известного кубанского селекционера Владимира Осипенко.

Уверены, впереди у Татьяны Дудки и ее семьи еще много новых удивительных сортов и еще больше приятных эмоций от занятия любимым делом.