Кубанские Новости
Общество
Андрей Семененко

Пережить налет: какую опасность представляет саранча для урожая-2022

Пережить налет: какую опасность представляет саранча для урожая-2022
Нашествие саранчи, к великому сожалению, для Кубани стало сезонным явлением.
Фото: Антон Приходько
Стаи саранчи напали на поля в Приморско-Ахтарском районе. Тучи насекомых, являющихся особо опасными вредителями, оккупировали по

Из года в год

Громкие заголовки и «ужасные» видео последних дней практически ничем не отличаются от новостей годичной давности, сообщений 2020-го и даже 2019 года.

Нашествие саранчи, к великому сожалению, для Кубани стало сезонным явлением. Другой вопрос, что численность вредителя постоянно растет – это факт, который настораживает в первую очередь.

Очаги вспышек численности саранчи географически меняются в зависимости от природных колебаний. Территории, где благоприятные условия возникают быстрее, первыми получают резкий рост популяции вредителя. В последние годы это традиционно степные районы с большими площадями плавней, где условия для развития саранчи близки к идеальным. Но были и исключения. Например, в июне 2016 года Сочи оккупировала марокканская саранча, которая для наших широт, в принципе, является экзотикой.

Перелетная саранча, или азиатская саранча (лат. Locusta migratoria), – вид прямокрылых из семейства настоящих саранчовых (Acrididae). Полифаг. Вредит полевым, огородным, садовым, лесным, овощным, бахчевым, ягодным и различным техническим культурам. Стадная форма мигрирует на расстояние до 300 км. Ареал охватывает обширные территории Европы, Азии, Африки.

Сейчас поля в Приморско-Ахтарском районе атакует привычная перелетная азиатская саранча. Вредитель очень прожорливый и плодовитый. Бороться с ним можно только инсектицидами. Проще говоря, обрабатывая территорию всплошную: не только поля, но и обочины дорог, пастбища, неудобья и так далее. Эта борьба идет. Притом началась она далеко не вчера, и имеет четкую стратегию.

– Саранча была у нас всегда. Для ее жизненного цикла хорошо подходит плавневая зона – влажность, комфортные температуры, обилие пищи. Однако вспышки численности случались довольно редко – количество вредителя оставалось в определенных рамках и большой опасности он не представлял, – прокомментировала главный агроном управления сельского хозяйства администрации Приморско-Ахтарского района Валентина Кичий. – Ситуация изменилась в 2016 году, когда был зарегистрирован бурный рост популяции саранчи, она стала образовывать стаи и вышла из плавневой зоны на поля. Тогда же началась активная борьба, которая дала результат – три года количество саранчи оставалось в пределах допустимого. Но в 2019 году случилась засуха. В плавнях вода ушла, саранча сильно расплодилась, зеленой массы ей не хватило, и она направилась на поля. С того времени это явление стало регулярным. По рекомендациям специалистов Россельхозцентра, которые постоянно мониторят ситуацию, организовываются обработки инсектицидами полей и других территорий, где это разрешено. Система уже отработана: мы регулярно проводим собрания с аграриями и определяем, кто, где и когда будет проводить обработку. Но проблема в том, что мы можем травить вредителя только на полях и пастбищах, а плавни, где он как раз и размножается, обрабатывать нельзя по закону – водоохранная зона.

Таким образом, получается, что аграрии вынуждены бороться со следствием, а не первопричиной. Притом в этом году им еще сложнее, так как сейчас действует запрет на использование авиации для обработки. Обходятся наземными опрыскивателями, что существенно снижает эффективность борьбы со столь быстроразмножающимся вредителем.

Огороды под угрозой?

Освещая тему нашествия саранчи, нельзя обойти тревоги простых жителей территорий, находящихся в зоне заражения. Практически все имеют свои огороды, которые обеспечивают семью овощами и фруктами. Мы пообщались с жителями станицы Степной и выяснили, что бороться с вредителем вполне реально.

– Мы живем в центре станицы, далековато от плавней, и саранчи у нас немного. А вот людям, чьи огороды у воды, достается сильно уже третий год подряд. Сейчас-то уже поняли: эту заразу можно травить тем же, что и колорадского жука, а в 2019-м у многих саранча под корень съела кукурузу. Да просто страшно, когда она летит – неба не видно, – делится местная жительница Наталья Т. – Фермеры у нас обрабатывают все, но только не огороды. Говорят, что нельзя. Поэтому сами боремся: травим, давим, собираем.

Делать сплошные обработки инсектицидами действительно запрещено. Причин тому много, и все они перечислены в соответствующих нормативных актах. Но самый понятный: после опрыскивания определенное время ничего с огорода нельзя есть, а гарантировать соблюдение этого правила в каждом дворе невозможно.

– Саранча предпочитает злаковые культуры. Излюбленное – кукуруза, которая сейчас и подвергается массированной атаке. Пасленовые, тыквенные, лилейные (лук, чеснок) она не трогает. Свеклу, морковь – тоже. Просто у людей страх от ее количества. На огородах же с вредителем можно эффективно бороться и свести потери даже злаковых практически к нулю. Необходимо лишь быстро реагировать на изменения численности саранчи и делать обработки, – сказала Валентина Кичий. – Что касается прогноза по развитию событий, то опыт прошлых лет показывает, что количество и плотность стай саранчи может расти, так как к уже имеющимся будут добавляться особи третьего, четвертого и пятого поколений. Таким образом, борьба с этим вредителем будет продолжена, потому что только активное противодействие саранче дает возможность купировать процесс, замедлить ее продвижение и сохранить урожай.

Правила боя

Для борьбы с врагом необходимо знать о нем абсолютно все. Сила и слабость саранчи заложены в самом ее развитии. Вылупившаяся из яйца личинка в течение 40–50 дней линяет. После пятой линьки становится взрослой, готовой к полету и размножению.

Наиболее эффективна борьба с саранчой в период, пока она не «встанет на крыло». Уничтожить яйца, находящиеся в почве, можно боронованием – кубышки поднимутся на поверхность и не переживут зиму. Личинка всех возрастов активно питается, но при этом весьма чувствительна к ядам, что позволяет эффективно использовать химикаты. Взрослые же особи самые устойчивые. Сложность заключается в том, что саранча очень быстро двигается – отмечались случаи ее перемещения до 300 км за сутки. Кроме того, у взрослых особей появляется определенная устойчивость к ядам. И, конечно, феноменальная прожорливость вредителя на всех стадиях.

Фото: Антон Приходько

Кубанские аграрии в данной ситуации изначально находятся в невыгодном положении. Дело в том, что плавни, где проходят самые уязвимые этапы развития саранчи, относятся к водоохранным зонам, и всякая сельскохозяйственная деятельность там запрещена. Если добавить сюда, что приазовские лиманы входят в Рамсарскую конвенцию о водно-болотных угодьях, то есть находятся под международной защитой, возможностей для борьбы с вредителем в его «колыбели» не остается совсем. И это ограничение снять невозможно.

Еще один негативный фактор – климатический. В последние годы природа создает практически идеальные условия для взрывного роста саранчи: из-за засухи, как раз в период выхода личинок из яиц, высыхают плавни и выживаемость вредителя кратно возрастает.

Но даже при таких сложных раскладах выход есть. Обуздать многомиллиардную армию саранчи можно безукоризненным соблюдением рекомендаций по обработке инсектицидами в четко поставленный срок и на максимальных площадях, входящих в зону риска. Только благодаря этой работе ситуация, которая сейчас наблюдается в Приморско-Ахтарском районе, по масштабам не переросла в следующую негативную стадию. И будем надеяться, не перерастет, так как к борьбе уже подключились аграрии соседних районов, действуя на упреждение. А о том, что опыт успешной борьбы есть, свидетельствует тот факт, что на Кубани все эти годы собирали огромные урожаи, отвоевывая каждый центнер у засухи, дождей и… саранчи.