В декабре 1958 года был принят Закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления». Статья 7 этого закона (с 1960 г. – статья 70 УК РСФСР) называлась «Антисоветская агитация и пропаганда». Она же и была основной, отнесенной к компетенции 5-го управления. Позже к ней добавилась еще одна статья 190-1: распространение заведомо ложных измышлений, порочащих государственный и общественный строй.
Созданное 55 лет назад 5-е Управление существовало в системе органов госбезопасности и проработало 22 года. Главной задачей его сотрудников как раз и была борьба с деятельностью, направленной на подрыв или ослабление существующего в стране строя.
«…их тогда называли идеологические диверсанты – люди, которые распространяли среди жителей СССР враждебную литературу, видеокассеты и магнитофонные записи антисоветского содержания, – пишут в своей книге «Реформирование КГБ: как это было» Александр Беляев и Лев Швик. – Особую ставку в своих провокационных акциях западная пропаганда и ее многочисленные «радиоголоса» делали на советскую молодежь – тех ее представителей, которые в силу небольшого жизненного опыта легко поддавались внушению извне».
Следствие по «идеологическим статьям» всегда велось под надзором прокуратуры, в судебных заседаниях участвовали обвинители и защитники. А вину каждого подсудимого определяли не сотрудники или следователи КГБ, а суд. Поэтому при всей неоднозначной трактовке того периода советской истории происходящее в 1960–1970-е и первой половине 1980-х годов нельзя отнести к категории репрессий.
Между тем со временем применение 70-й статьи постоянно сокращалось. Если во время хрущевской оттепели по этой статье было осуждено и сослано 7000 человек, а уже в брежневское время (1964–1982 гг.)– 700 человек.
В 1987 году, когда был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии, в стране насчитывалось всего около 250 осужденных за антисоветскую деятельность. В качестве условия для освобождения им было предложено дать письменное обязательство об отказе в дальнейшем от любой подрывной деятельности.
Например, УФСБ России по Краснодарскому краю были рассекречены материалы дел, из которых следует, что среди них были ранее осужденные за антигосударственную деятельность жители Краснодарского края – Горетой, Данильченко, Гавриш. В обмен на твердое обещание более не вести антисоветскую пропаганду и не допускать враждебных действий против СССР эти люди были отпущены на свободу.
К началу 1990 года в лагерях уже не было осужденных по статьям 190-1 и 70.
В апреле 1989 года Указом Президиума Верховного Совета СССР были внесены существенные изменения в содержание 70-й статьи. Теперь в ней вообще не шла речь об «антисоветской агитации и пропаганде». Отныне к уголовной ответственности человека можно было привлечь лишь за «призывы к насильственному свержению или изменению советского государственного и общественного строя». Затем было упразднено и 5-е управление.
Вскоре представителями центрального аппарата правительства и руководящего состава КГБ были рассмотрены задачи по защите советского конституционного строя. Их возложили на недавно созданное 3-е управление. Органы государственной безопасности России продолжали выполнять свои обязанности. И делают это по сей день.