Туда я напросился с очередным гуманитарным конвоем, который вез глава соседнего Новоазовского района Олег Моргун. Его автомат лежал под задним сиденьем, на переднем активно крутил головой во все стороны помощник главы в камуфляже. И тоже с автоматом. Сам глава лихо рулил по ухабам фронтовой дороги. На «Азовстали» еще сидели нацики, где-то рядом периодически бахал миномет. На проспекте Ильича донецкие эмчеэсовцы уже расчищали проезжую часть. А у меня с каждой секундой все больше расширялись зрачки.
Такие картины приходилось видеть только в документальной хронике Великой Отечественной. Относительно целые дома с вылетевшими стеклами и посеченным фасадом выглядели светлыми пятнами среди окружающих развалин. Снесенные, как будто оторванные кем-то, верхние этажи многоэтажек, сложившиеся бетонные перекрытия подъездов, черные глазницы окон выгоревших квартир. И по обочинам – люди. На велосипедах, с тачками, значительно реже – на машинах, в основном – пешком. Чаще всего – в поисках гуманитарки. Обычные русские люди в уничтоженном русском городе.
Самое страшное, что я знал Мариуполь другим. Полным жизни и вечернего света на проспектах. С трамваями, портом, дымящимися трубами металлургических гигантов. С красивым старым центром. И наполненным людьми – тружениками. Всех их украинские военные преступники хотели принести в жертву, прикрываясь мирным населением во время боев. Жителей в основном удалось спасти. Большинство домов – нет.
Буквально через несколько дней знаменитый военкор Семен Пегов опубликовал свое пронзительное произведение. «На пепелище города Марии, где сто постов железом заморили…» – эти слова до сих пор стучат в висках…
И во всем этом апофеозе войны больше всего мучили вопросы, а что дальше? Этого города больше не будет?
Уверен, что еще больше эти вопросы мучили самих жителей. Прошло три с половиной месяца, и на них уже есть ответы. И самый главный: Мариуполю – быть! Уже сейчас ударными темпами возводится новое жилье: до конца года вырастет целый микрорайон из 12 пятиэтажек. В настоящее время там работают более тысячи строителей и полторы сотни единиц техники.
Активно восстанавливаются инженерные сети, в новом учебном году откроются оба местных университета – технический и гуманитарный. В сентябре в городе появится новый многофункциональный центр с современным диагностическим оборудованием. Начал работать порт, и с 1-го августа Министерство обороны РФ запустило паромное сообщение между Ейском и Мариуполем.
В общем, работы идут полным ходом, хотя, нужно понимать, что это начало пути. Потому что предстоит восстановить полумиллионный город. Масштабы даже больше, чем в свое время в Грозном. И на этот процесс к тому же смотрят во всем мире. Наши друзья – с надеждой, недруги – с недовольством, а временами – и со злорадством. Как там русский мир? Справится с таким вызовом?
Всю серьезность задачи понимают в руководстве нашей страны. Это продемонстрировала встреча президента РФ Владимира Путина с вице-премьером Маратом Хуснуллиным, на которой был представлен мастер-план развития Мариуполя. Если коротко, то задачи – амбициозные: за три года планируется полностью восстановить город. А еще – создать совершенно новую транспортную инфраструктуру, трамвайное сообщение, транспортно-пересадочный узел, где будут железнодорожный вокзал и порт, модернизировать аэропорт… И на месте серьезно пострадавшей от боевых действий «Азовстали» – создать технопарк. Теперь, когда громадье этих планов озучено на самом высоком уровне, уверен, что все получится.
Пройдет несколько лет, и, приезжая в Мариуполь, жители нашей великой и необъятной страны будут не содрогаться от видов развалин, а радоваться новым современным домам, социальным и промышленным объектам. А возле восстановленного драмтеатра обязательно будет висеть баннер. О том, что русские своих не бросают.