Кубанские Новости
Общество
Богдашкин А.А

Влияние западных спецслужб на Украину

Влияние западных спецслужб на Украину

Сейчас в средствах массой информации активно обсуждаются проблемы, связанные с причинами резкого усиления фашистской идеологии на современной Украине. Ряд экспертов усматривают истоки этих процессов в последнем тридцатилетии – в политике правящей украинской верхушки после ликвидации СССР. Справедливо подчеркивается роль влиятельных кругов западных стран в поддержке этой политики. Однако при этом необходимо отметить, что ее истоки имеют более глубокие и началась она отнюдь не в 1991 году, а гораздо раньше.

Известно, что после окончания Второй мировой войны, фашизм вовсе не ушел с исторической сцены. Уже в 1943 г., после Сталинградской битвы, осознавая неизбежность поражения нацистской Германии и других фашистских государств, многие видные деятели международного фашистского движения изменили свою стратегию дальнейшей деятельности. По мнению ряда исследователей, в новых условиях они заменили «национальный миф» своей идеологический программы на «общеевропейский» (т.е. на первый план стали выдвигаться идеи защиты Европы от Советского Союза и коммунизма). Уже в 1943–1945 гг. фашисты, понимая неизбежность резкого ухудшения отношений между СССР, Великобритании и США стали искать поддержки западных союзников и предлагать им свои услуги для противодействия Советскому Союзу. Английские и американские спецслужбы с готовностью откликались на открывавшиеся возможности и стали активно использовать немцев и других фашистов в своей работе.

В качестве примера можно привести случай, связанный с немецким генерал-майором Рейнхардом Геленым – одним из руководителей немецкой разведки на Восточном фронте, который в момент окончания войны вместе с архивом своей организации бежал из Берлина в баварские горы, чтобы сдаться американцам и предложить им свои услуги. Ознакомившись с документами, предоставленными Геленым, американские военные оказались впечатлены их объемами и важностью. В результате его отправили в Вашингтон, где было принято решение о сотрудничестве и направления Гелена в Германию. Там он должен был найти своих бывших подельников и организовать группу, которая бы занималась разведкой на Востоке. Деятельность группы Гелена полностью финансировалась США, а в 1956 г. на ее основе была образована Федеральная разведывательная служба ФРГ. Связь новых западногерманских служб с нацизмом была очевидной.

Однако возможно еще большей интерес для влиятельных английских и американских кругов представляли фашисты из стран Восточной Европы, где после войны усиливалось влияние СССР, а также из республик самого Советского Союза. Свои услуги американцам и англичанам стали активно предлагать украинские фашисты – члены бандеровской фракции преступной Организации украинских националистов (ОУН), участники формирования «СС-Галичина» и Украинской повстанческой армии (УПА). В годы Второй мировой войны все они активно сотрудничали с гитлеровской Германией, выполняя всю необходимую для немцев грязную работу. При этом было бы ошибкой считать, что преступная деятельность украинских националистов, вставших в результате сотрудничества с Германией на откровенно нацистский путь, ограничивалась периодом Второй мировой и Великой Отечественной войн. Полагаю, что использование термина «коллаборационизм» было бы слишком мягким для характеристики украинских подельников Гитлера. История украинского национализма фашистского толка восходит к 1919 году, когда на территории Западной Украины была образована террористическая организация «Воля», ставшая в последующем основой Украинской военной организации (создана в Праге в 1920 г.) и ОУН (основана в 1929 г.). Таким образом, фашистское движение на территории украинских земель возникло одновременно с созданием фашистских партий в Италии и Германии, в том же самом 1919 году. Все программные установки этих украинских организаций задолго до начала Второй мировой войны носили откровенно фашистский характер. Лидеры этих организаций открыто восхищались сначала деятельностью Муссолини в Италии, а с 1933 г. Гитлера в Германии. Ключевой задачей своей деятельности украинские националисты видели, как известно, в создании украинского государства. В соответствии с их идеологическими воззрениями это государство должно было стать фашистским – «национальной диктатурой» и возглавляться верховным вождем, который бы обладал неограниченной властью. Украинское государство должно было стать этнически чистым («Украина для украинцев») и включить в себя все территории, на которых проживали этнические украинцы (создание «Великой Украины»). Достичь подобных целей было возможно исключительно насильственным путем. Идеологи ОУН и предшествующих ей организаций активно выступали за необходимость так называемого «творческого принуждения» по средствам вооруженной борьбы с Польшей и Советским Союзом. Следует особо подчеркнуть, что террористическая деятельность украинских фашистов началась задолго до их сотрудничества с нацистской Германией. А само сотрудничество с немецкими фашистами в годы Второй мировой войны носило идеологический, а не только прагматический, характер. Как НСДАП, так ОУН, по моему мнению, являлись во многом идеологически идентичными организациями.

Обо всем этом прекрасно знали американская и британская разведки. Однако уже в начале 1945 г. они вступили на путь сотрудничества с украинскими националистами. В этот период находившиеся в Европе спецслужбы Великобритании и США начинают вербовать находившихся на их оккупационных зонах украинских националистов, которые, ко всему прочему, сами выходили на контакт с англичанами и американцами. От них они получали информацию о положении дел и общей обстановки в Советском Союзе. Обсуждалась и возможность использования бандеровцев и других фашистов в осуществлении диверсионных актов на советской территории.

Приведу лишь некоторые примеры. В первой половине 1945 г. контакты со Стратегическим управлением специальных служб США в Берне установил бывший агент абвера, начальник немецко-украинской полиции во Львове Микола Лебедь. В столице Баварии – Мюнхене такого же роды контакты были установлены бывшим министром иностранных дел так называемого «львовского правительства» во главе с Ярославом Стецько Володимир Стахив. Влиятельный деятель украинской тайной полиции, т.е. службы безопасности, ОУН–Б (фракции во главе со Степаном Бандерой в рядах Организации украинских националистов) Роман Петренко летом 1946 г. также стал сотрудничать с корпусом американской контрразведки. Подобного рода примеры можно продолжать и далее. Однако ограничимся судьбой самого С. Бандеры.

Советское правительство требовало от американской военной администрации в Германии выдачи Бандеры, на что получало ответ – мы не знаем о его местоположении. В действительности же американская контрразведка была прекрасно осведомлена о том, где находиться главарь украинских националистов и установила с ним прочные контакты. Теперь уже ни для кого не секрет, что спецслужбы США провели специальную операцию под кодовым названием Anyface, цель которой состояла в том, чтобы советские спецслужбы не смогли вычислить и похитить Бандеру.

Уже в 1946 г. англичане и американцы (особенно англичане) стали привлекать украинских националистов организации террора в лагерях для интернированных. Упоминавшиеся ранее Петренко и Лебедь предложили американцам свои услуги в ликвидации коммунистической агентуры в лагере для перемещенных лиц близ Франкфурта-на-Майне. Петренко и Лебедь передали американским властям список лиц, которые по их данным были связаны с коммунистами. Все эти лица были арестованы американцами и были подвергнуты допросам с применением пыток, которые осуществляли украинские фашисты, одетые в американскую форму.

В дальнейшем секретная полиция ОУН-Б приняла активное участие в так называемой кампании «Огайо», направленной на физическое устранение советских агентов, а также деятелей, конкурировавших с бандеровцами украинских националистических группировок, и своих бывших соратников, слишком много знавших об ОУН-Б. Значительная часть лиц, пребывавших в американских лагерях для перемещенных лиц в Корнберге, Миттенвальде, Мюнхене и других городах в Германии и Австрии подверглись издевательским допросам с пытками и были убиты. Ужасающий факт – в лагере для перемещенных лиц в Миттенвальде под землей была создана специальная подземная камера пыток, которая использовалась службой безопасности бандеровцев для осуществления своей новой преступной деятельности вплоть до лета 1948 г. Начиная с 1949 г. бункер в подвале лагеря на Фурхштафе в Мюнхене стал местом пыток. В последующем бывший сотрудник ЦРУ говорил, что в лагере Миттенвальд американская разведка использовала методы, во многом заимствованные у нацистов. Они сжигали тела убитых в печах, в которых пекли хлеб для лиц, пребывавших на территории лагеря. Оуновцы уничтожили в этих печах по меньшей мере 20 трупов, замученных ими ранее. По воспоминаниям другого бывшего деятеля ЦРУ эти убийцы «были лучшими коммерческими киллерами, о которых вы когда-либо слышали».

Значительных масштабов достигала эмиграция украинских националистов фашистского толка в США и Канаду. Большинство эмигрировавших после Второй мировой войны украинцев в эти страны были убежденными фашистами и активными пособниками гитлеровцев. Недавно канадский историк, занимавшийся историей данного вопроса, выяснил, что одним из способов попасть в послевоенную Канаду было показать татуировку СС – «это доказывало, что вы антикоммунист». С собой украинские националисты несли соответствующие настроения и в годы «холодной войны» активно использовались влиятельными кругами этих государств в подавлении внутренней оппозиции, в частности, активистов профсоюзного движения в Канаде. Со временем влиятельные политические деятели США и Канады стали сотрудничать с украинской диаспорой и ее националистическим крылом для поддержки на выборах тех или иных кандидатов. Осуществляли это сотрудничество, как представители Республиканской, так и Демократической партий. Вскоре и сами украинские фашисты смогли избираться на некоторые важные выборные руководящие должности на уровне отдельных штатов, проникать в государственный аппарат.

Первоначально, американские спецслужбы осуществляли сотрудничество с украинскими националистами в секрете от других структур американской оккупационной администрации в Германии, многие из которых считали необходимым осуществление подлинной денацификации и продолжение развития всесторонних отношений с Советским Союзом. Однако с началом холодной войны и наступлением маккартисткой истерии произошла чистка как государственного аппарата США, так и оккупационной администрации в Германии. Многие бывшие сотрудники предстали перед судами по обвинению в антиамериканской деятельности, другие были лишены работы и средств к существованию. В США происходила «охота на ведьм». Аналогичные процессы наблюдались и в Канаде, причем они начались даже несколько раньше. Известно, что сам Дж. Маккарти и его сторонники сотрудничали с находившимися в США украинскими националистами, активно поощряя их деятельность.

Именно в этот период и была воссоздана международная организация, истоки которой восходят к ноябрю 1943 г., когда близ Житомира при непосредственном содействии немецкой разведки была образован так называемый Комитет порабощенных наций. Собравшиеся там 39 человек, которые якобы выражали интересы 12 народов Европы и Азии, провозгласили своей целью совместную борьбу против русского коммунизма и расчленения Советского Союза на этнически чистые национальные государства. 16 апреля 1946 г. на основе этой организации во главе с украинским фашистом и идейным бандеровцем Стецько был образован Антибольшевистский блок народов (АБН). Кроме украинских фашистов в деятельности этой организации активное участие принимали эмигранты-националисты из других республик СССР, а также из стран Восточной Европы (Венгрии, Румынии, Чехословакии и т.д.). Здесь были и хорватские усташи, и члены венгерских «Скрещенных стрел», румынской «Железной гвардии», Глинковой партии Словакии, других фашистских организаций, существовавших в странах Восточной Европы в 1920-е – 1945 гг. Все они потребовались правительствам западных стран для осуществления как пропагандистской и иной, в том числе диверсионной деятельности, направленной против СССР и всех остальных стран, вошедших в Организацию варшавского договора. Отмечу сразу, что украинские националисты и прочее фашистское отребья восточноевропейских стран также принимали участие в диверсионных акциях тайваньского правительства Чан Кайши, преступной политике латиноамериканских диктаторских режимов, направленной на уничтожение своих политических оппонентов («грязная война») и пр. акциях.

Деятельность Антибольшевистского блока народов активно поощрялась, в том числе и президентами Соединенных Штатов. Для подтверждения приведу высказывание Р. Рейгана на встречи с руководителем АБН Я. Стецько в июне 1983 г. в Белом доме. Американский президент заявил Стецько: «Ваша борьба – это наша борьба. Ваша мечта – это наша мечта». При этом Рейгана вовсе не смущало, что украинские националисты, в том числе и жена Стецько, выпускали литературу, в которой в частности содержались следующие формулировки: антисемитизм – это клеветническое слово, используемое коммунистами против тех, кто эффективно выступает против них и разоблачает их, фашист – это антикоммунист, а нацист или гитлеровец – активный антикоммунист.

«Мечта» украинских националистов, о которой говорил Рейган, продолжала включать в себя расовую концепцию. Несмотря на то, что после окончания Второй мировой войны, украинские националисты и созданные ими новые организации пытались представить себя, главным образом как ярых антикоммунистов, сущность их программ и идеологических установок носила выраженный антироссийский характер. Во всех официальных и пропагандистских документах АБН и особенно его украинских представителей постоянно использовался термин «большевизм», а не «коммунизм». Это делалось для того, чтобы придать своей деятельности отчетливо антироссийскую и антирусскую направленность. В 1959 г. по предложению АБН конгресс США единогласно одобрил резолюцию о необходимости проведения ежегодных массовых мероприятий по проблеме так называемых «порабощенных народов», находящихся под властью «коммунистических режимов», получивших известность как «неделя порабощенных народов». Позднее резолюция была одобрена и подписана президент США Д. Эйзенхауэром. Украинские националисты-эмигранты, судя по тексту, внесли существенный вклад в его составления. Антибольшевистский блок народов всегда отождествлял советский коммунизм с Россией и ее традициями. С этим и было связано отсутствие русских в общем списке этих «порабощенных наций», содержавшихся в резолюции американского конгресса. Однако в ней были упомянуты народы «Идель-Урала» и «Казакии» – эфемерных образований, которые выдумал нацистский министр восточных территорий, один из разработчиков преступного Генерального плана Ост А. Розенберг.

В годы «холодной войны» активные деятели АБН получили доступ на Радио Свободы и другие пропагандистские площадки Запада. В ходе своих выступлений они героизировали ОУН, УПА, украинцев, воевавших в составе дивизии «СС-Галичина». Активно звучали идеи о необходимости ведения борьбы против Советского Союза, но главным образом против русских, которые его создали. Весьма значительное влияние украинские эмигранты оказали на формирование научного украиноведения западных стран, в том числе, касающегося проблем истории Второй мировой войны. Эти украинские «ученые» занимались исключительно апологизацией преступной деятельности Бандеры, Шухевича и пр. главарей ОУН и ее военизированных формирований. В послевоенных заявлениях этих деятелей, в условиях нового международного идеологического климата, бывшие пособники Гитлера стали заявлять, что они боролись против двух «тоталитарных режимов» – сталинского и гитлеровского. Так, рождались легенды якобы о том, что сформированный из украинских националистов полк «Нахтигаль» не участвовал во Львовском погроме июля 1941 г. и многие другие. Стецько и его сообщники особенно подчеркивали, что сформированное во Львове в те дни «украинское правительство» было распущено по приказу Гитлера, а его руководители были отправлены в Заксенхаузен. Эти заявления и сегодня активно пропагандируются киевскими властями, при потакании которых на современной Украине происходит открытая героизации нацистских преступников. Однако при этом умалчивается, что Бандера, Стецько, Роман Ильинский Дмитрий Яцив Лев Ребет и Ярослав Стахив содержались в специальной секции Заксенхаузена – «Зеленбау». Условия содержания в ней резко отличались от тех, в которых содержались другие узники лагеря. В Зеленбау заключенные не только хорошо питались, но также были избавлены от суровых ежедневных проверок, могли получать посылки, имели доступ к газетам. Бандера и лидер другой фракции украинских националистов (ОУН-М) А. Мельник писали Гитлеру письма сообщая о своей верности «германскому фюреру». Ярослав Стецько даже выезжал из Зеленбау на территорию Украины для организации помощи немцам. Украинские националисты никогда не прекращали своего сотрудничества с нацистской Германией. Вопреки всем утверждением современных украинских авторов, в 1941–1942 гг. ни одна из фракций ОУН не предпринимала сколь-либо серьезных действий против немцев. Однако в этот же период члены ОУН-Б активно участвовали во всех карательных мероприятиях нацистов против мирного населения. Осенью 1944 г. все лидеры украинских националистов были выпущены из немецких тюрем и все они с большой радостью стали оказывать помощь «Третьему рейху». Во время отступления вермахта с Западной Украины украинские националисты не только обеспечивали немецкие войска данными разведки, но и предоставляли им безопасные проходы в Карпатах. В октябре 1944 г. в вооруженных силах гитлеровской Германии служили около 220 тыс. украинцев и еще около 90 тыс. в так называемой Украинской освободительной армии.

Здесь перечислены только некоторые из ставших достояния общественности фактов сотрудничества руководителей и спецслужб западных государств с украинскими националистами, бывшими подельниками Гитлера и фашистских диктаторов других стран. Это сотрудничество не ограничивалось украинскими эмигрантами. Западные страны в годы «холодной войны» активно использовали «помощь» и ушедших от наказания фашистов и из других европейских стран. Видимо неслучайно то, что именно украинские националисты возглавили после окончания Второй мировой войны возглавили международные организации неофашистского толка. Скорее всего, влиятельные круги западного блока видели в них одну из главных сил для организации борьбы против Советского Союза. Работа по их использованию в идеологической борьбе проводилась Западом планомерно с 1945 года и корни разгула неофашизма и неонацизма, который сейчас происходит на Украине, следует искать значительно раньше. Есть все основания утверждать, что подобного рода замыслы вынашивались уже в конце 1940-х гг. И вся деятельность украинских эмигрантов, связанных с ОУН–УПА, в годы «холодной войны» – является наглядным тому доказательством. Любая деятельность подобного рода организаций нуждается в существенным финансировании и оно, конечно же, осуществлялось за счет западного капитала, поскольку влиятельные круги политической и экономической верхушки Северной Америки и Западной Европы были заинтересованы в использовании украинского неофашистского национализма. После 1991 г. эта политика была продолжена в новых формах и при помощи новых методов. Сейчас она достигла своего апогея.