Кубанские Новости
Общество
Евгения Яковенко

Это не конечная. Трамвай едет дальше

Это не конечная. Трамвай едет дальше
Фото: Юрий Ходзицкий
В Краснодаре подписано концессионное соглашение по строительству трамвайной линии в районе Западного Обхода. Следом готовится ещ

Осилить проект поможет инвестор

Реализацию проекта по строительству новых трамвайных линий в западной части Краснодара начнут уже в 2022 году. Концессионное соглашение, которое было подписано между администрациями Краснодарского края, краевого центра и компанией-инвестором, предполагает прокладку 35,6 км трамвайных путей и закупку ста новых одно- и трехсекционных вагонов. Стоимость проекта – почти 28,5 млрд рублей.

Бурное развитие западной части города, массовая застройка нескольких микрорайонов предусмотренные генеральным планом Краснодара, стали решающими факторами в выборе направления при строительстве новых трамвайных линий в сторону Западного Обхода. Реализация этого проекта позволит увеличить пассажиропоток с 43 до 82 млн человек в год. При этом краснодарцы благодаря новым маршрутам смогут экономить до получаса времени в пути до центра города.

– Владимир Олегович, для начала хотелось бы разъяснить, почему для реализации проекта понадобилось использовать схему государственно-частного партнерства и подписывать именно концессионное соглашение?

В рамках концессионного соглашения «Запад» будут построены:

- дополнительный трамвайный путь на пересечении ул. Московской и ул. Красных Зорь протяженностью 0,2 км и трамвайная линия от ул. им. Толбухина (Западное трамвайное депо) до ЖК «Немецкая деревня» протяженностью 14,6 км – до 31.12.2024;


- трамвайный путь от ЖК «Немецкая деревня» до спортивного комплекса «Баскет-холл» протяженностью 11,2 км – до 31.12.2025;


- трамвайный путь от спортивного комплекса «Баскет-холл» до ул. Московской протяженностью 9,6 км – до 31.12.2026.


Планируется, что по новой трамвайной ветке будет организовано движение двух трамвайных маршрутов – № 3 и № 7.


– Для реализации подобных масштабных проектов законодательство позволяет привлекать частных партнеров. Практика концессии, то есть государственно-частного партнерства, сейчас реализуется по всей стране. Напомню, что Краснодар в числе десяти городов вошел в федеральную программу по развитию электротранспорта, строительству новых трамвайных путей и обновлению подвижного состава.

Концессионное соглашение, которое было подписано накануне, – трехстороннее. В нем принимает участие администрация Краснодарского края как гарант финансовой стабильности проекта. Еще одна сторона – администрация города. И концессионер – компания «Синара – Городские Транспортные Решения Краснодар». Мы уже защитили наш проект на федеральном уровне в Минтрансе РФ, кстати, первые из десяти городов, вошедших в программу.

– По соглашению трамвайные пути будут построены в районе Западного Обхода. А восточная часть города – предполагается ли здесь прокладывать новые линии?

– Это концессия «Запад», так как именно в данной части города сейчас ведется активная жилая застройка, развивается комплекс «Город спорта». На сегодняшний день на Западном Обходе образуются пробки, а с учетом роста численности жителей и увеличением количества автомобилей, по прогнозам специалистов, время в пути от ЖК «Немецкая деревня» до улицы Красных Партизан в ближайшем будущем вырастет в 2–2,5 раза, что в целом может парализовать транспортное сообщение в городе. При строительстве новых путей трамвай сможет забрать на себя до 85 процентов перемещений жителей. Уже произведены расчеты, которые показали, что из района Западного Обхода в центр города можно будет добраться трамваем, уменьшив время в пути на 30–40 минут.

Вместе с тем в планах администрации края и города – расширение трамвайных линий и в восточной части Краснодара. Уже поступила новая частная концессионная инициатива. Рассматриваем возможность подписания соглашения к концу этого года. Планируется продление ветки на Гидрострой, до улицы Домбайской, поселка Плодородного и с выходом на трассу М4 «Дон». Протяженность новых трамвайных линий в восточной части Краснодара составит 35,6 километра. Также предполагается строительство депо на 150 трамвайных секций и другой инфраструктуры. Общая протяженность линий по двум концессиям будет 71,2 километра.

Понять и принять

– Проекты масштабные. Наверняка, прежде чем подступиться к ним, проводились многочисленные исследования с целью определить параметры будущего строительства и потребности города в новых трамвайных линиях?

– За несколько лет до проекта администрация Краснодара занималась вопросом изучения строительства трамвайных линий на ту же улицу Домбайскую, на Гидрострой. Мы также изучили и сейчас изучаем земельные участки, которые будут попадать в зону строительства или переноса инженерных сетей. Это тоже важный момент. Кроме того, подготовлен и до конца года будет утвержден документ планирования регулярных пассажирских перевозок. Компания, которая выступила с частной концессионной инициативой, также привлекала экспертов для изучения ситуации. Концессионер будет изготавливать в рамках соглашения проектно-сметную документацию, также будет утверждаться документация по планировке территорий, будет постановление о необходимости изъятия участков.

– Так устроен наш менталитет, что мы хотим все и сразу, при этом не готовы терпеть временные неудобства, скажем, шум во время строительных работ. Разъясняете ли краснодарцам важность проектов для города. Какая работа ведется с населением?

– Да, мы рассказываем об этом на личных приемах, проходят встречи в округах, объясняем ситуацию через депутатский корпус городской Думы и ЗСК, как было перед строительством трамвайной линии на улице Московской. Говорим, почему именно здесь по проекту должна быть остановка или ограждение, почему в данном месте нужен будет подземный переход. Главное – пытаемся донести информацию, что это социальный проект, от которого выиграют сами краснодарцы. До центра можно будет добираться без пробок и экономить время в пути. При проектировании, конечно, учитывается и уровень шума от трамвая, там, где мы будем приближаться к частным и многоквартиным домам. То есть проект в том числе будет проходить экспертизу по шумовому воздействию общественного транспорта.

Вагоны XXI века

– Какие технологичные решения будут применяться при реализации проекта «Запад»?

– Во-первых, это современные рельсо-шпальные решетки. Аналогичные уже уложены на улице Московской, будут смонтированы остановочные павильоны с кондиционерами. Обращу внимание, что важной частью соглашения «Запад» является не только строительство новых линий, но и закупка подвижного состава. Это трамваи, которые будут соответствовать современным требованиям по низкопольности, системе кондиционирования, эргономичности, дизайну. Новые вагоны оборудуют системами климат-контроля, видеонаблюдения, навигацией и датчиками подсчета пассажиропотока.

Также произойдут дорожные изменения на отдельных участках, потому что где-то нужны будут эстакады, подземные пешеходные переходы. Это также запланировано в рамках проекта.

Кроме того, если возникнет необходимость, смонтируем специальные блоки на светофорах на перекрестках с трамвайными переездами, которые позволят включать приоритетный свет трамваю, чтобы он останавливался только на остановках. Такие блоки уже тестируются на улице Ставропольской. Их закупаем в рамках подпроекта «Интеллектуальная транспортная система» нацпроекта «Безопасные качественные дороги». То есть это своеобразная «зеленая волна», причем не только для трамваев. Эту систему далее можно распространять на троллейбусы и автобусы. Но наиболее эффективно она работает тогда, когда есть выделенная полоса для общественного транспорта. И программа внедрения таких полос на ближайшие 5–10 лет тоже есть. Но для личного транспорта, сразу оговорюсь, будут неудобства. Для машин время в пути до центра увеличится в два-три раза. И это надо понимать и принимать владельцам авто.

– Каковы сроки реализации проекта по западному направлению? Когда начнутся первые работы в рамках концессионного соглашения?

– По концессии «Запад» нулевой этап, как мы его называем, стартует в конце этого года. Мы должны построить трамвайный узел протяженностью 200 метров на пересечении улиц Московской и Красных Зорь. Такой перемычки сейчас не существует, а это, по сути, позволит в будущем соединить концессии «Запад» и «Восток».

С 1 января 2025 года трамваи должны пойти по первому участку концессии «Запад» – от Западного депо до «Немецкой деревни» и обратно. Соответственно, с 1 января 2026 года должен заработать участок от «Немецкой деревни» до «Баскет-холла». С 1 января 2027 года реализуем третий этап – от «Баскет-холла» до улицы Московской. Весь строймонтаж к началу 2027 года должен быть завершен.

Параллельно будет вестись закупка трамвайных вагонов – 90 односекционных и 10 трехсекционных. Первые 40 поставят уже в следующем году. Но, поскольку проект еще не будет реализован, вагоны передадут КТТУ и они будут работать на существующих маршрутах. В 2025 году закупят еще 20 и в 2026 году – 40 новых вагонов.

Планируется, что по концессиям «Запад» и «Восток» к 2027 году будет продлено 10–12 трамвайных маршрутов. На них и будут в перспективе ходить все 100 вагонов.

Напомню также, что благодаря помощи краевой администрации город за последние три года получил около 103 трамваев, ведется и капитальный ремонт трамваев. Дополнительные 100 вагонов помогут значительно продвинуться в решении вопроса обновления подвижного трамвайного состава.

Юртаев Алексей.jpg

Алексей Юртаев, министр экономики Краснодарского края:

– Чтобы сформировать в Краснодаре, который по итогам Всероссийской переписи населения был официально признан городом-миллионником, нормальный пассажиропоток, необходимо развивать инфраструктуру общественного транспорта.

Проект с расширением трамвайных сетей направлен на то, чтобы решить проблемы краснодарцев, чтобы они быстрее передвигались по городу. Мы считаем, что, с точки зрения развития городской агломерации, выиграет от него и экономика. Но в первую очередь – это проект социальный.

Проект дорогой. Но внешнее финансирование позволяет приступить к нему в короткие сроки. Из 28 миллиардов 400 миллионов рублей край и город финансируют чуть менее 350 миллионов рублей. Остальные средства – это субсидия правительства РФ, деньги Фонда национального благосостояния и средства инвестора. В 2027 году проект будет реализован.

Все риски, в том числе с переносом срока, минимальны. У инвестора достаточно жесткие условия реализации проекта, а концессионное соглашение позволит администрации края контролировать проведение работ на всех этапах.


Материал подготовлен на основе прямого эфира телеканала «Кубань 24»