Кубанские Новости
Общество
Милена Семенова

В кубанских вузах начали использовать VR-тренажеры

В кубанских вузах начали использовать VR-тренажеры
Теперь оставаться в университете после пар в удовольствие.
Фото: stock.adobe.com
В КубГТУ появился класс, где студенты получают практические знания о производстве на VR-тренажерах.

Теперь учебный процесс станет намного интереснее и проще. С новыми VR-технологиями студенты смогут проходить практику там, где в реальном мире им доступ пока не разрешен.

Недавно в учебный процесс Кубанского технологического госуниверситета был внедрен тренажер-стимулятор для обучения студентов и проверки их знаний. VR-тренажер – это некое виртуальное пространство, имитирующее производственный участок с его машинами и механизмами, с помощью которого можно учиться профессии.

– Прикасаться к оборудованию на реальном объекте студентам нельзя. Сначала нужно окончить университет. Затем на работе они сдадут экзамен в Ростехнадзоре, пройдут стажировку и дублирование. И только после этого можно приступать к полноценной работе. Это очень долгий процесс. А с новыми технологиями они уже сегодня получают практический опыт, хоть и виртуальный, – рассказал руководитель проекта директор проектного офиса программы развития КУбГТУ Валентин Шапошников.

Как все начиналось?

Софт начали разрабатывать ещё в 2019 году. Для компьютера программа существует уже третий год. А для VR стартовала недавно, поэтому работа полноценно не отлажена. Разработкой программ занимается Данила Антощенко, студент 4 курса ИКСиИБ КубГТУ.

Данила Антощенко на собственном примере показывает, как устроена его игра.
Данила Антощенко на собственном примере показывает, как устроена его игра.

VR-тренажер помогает студентам проходить практику на пока недоступных для них или опасных объектах. Так, ребята совершенствуют свои навыки в сфере своей будущей профессии.

– Мы приближаем первый контакт с оборудованием. Студенты учатся в практических условиях, при этом все абсолютно безопасно. И кстати, усваивается учебный материал гораздо лучше, – рассказывает Валентин Шапошников.

Первое впечатление

Еще до того как появился VR-класс, студенты опробовали новые технологии в Центре опережающей профессиональной подготовки Краснодарского края.

– Я находился в этом проекте давно, работа с VR-очками была для меня обыденной. А одногруппники остались в восторге. Когда мы приходили в реальную котельную нас сразу предупреждали «Ничего здесь не трогать!» А в очках – включается насос, идет подача воды, рисуется график, – делится своими эмоциями студент 1 курса магистратуры Никита Шелест.

Сейчас в арсенале КубГТУ имеется несколько разработок: виртуальные котельная, насосная станция, электроподстанция и лаборатория трехмерной печати. В дальнейшем планируется разработка новых проектов.

Побывать в виртуальной котельной предложили и нам. Надели специальные очки, дали в руки контроллеры (приспособления для регулирования работы электродвигателей на транспорте) и проинструктировали. Конечно, первое впечатление сложно описать. Мысли, что находишься в аудитории, сразу улетучиваются. Перед глазами будто видеоигра, кажется, что вот-вот поступит задание. Вокруг – все как, в настоящей котельной, можно ходить по помещению, включать насосы, открывать вентили и краны, делать пометки в планшете и многое другое. Опробовать себя в качестве теплоэнергетика было любопытно, хотя приноровиться к контроллерам было непросто – для этого нужна практика. Но так или иначе, мы остались под большим впечатлением.

Инструмент для "телепортации" в другую реальность.
Инструмент для "телепортации" в другую реальность.

Виртуальная 3D-печать

Еще одним интересным проектом является строительный 3D-принтер. Находясь в специальной VR-лаборатории, из цемента, песка и воды можно изготовить объемные элементы. Для этого все компоненты необходимо смешать в правильной пропорции. Тренажер в это время подсказывает обучающемуся, в каком соотношении это нужно сделать.


Если составные части будут подобраны неверно, то смесь может получится слишком сухой – печать окажется с пропусками, либо слишком жидкой, что приведет к расплыванию модели. Тренажер позволяет ускорить процесс печати и высыхания модели (в нашем случае это была звезда). Если студент все сделал верно, на выходе получается объемный предмет без проплешин. Если нет, то экспериментатору явно не хватило знаний – реальных, а не виртуальных.