Кубанские Новости
Общество
Ольга Любимцева

Дела семейные

Дела семейные
Фото: Ольга Любимцева
В краснодарском Форуме семейного предпринимательства приняли участие 17 регионов России.

Сегодня в России понятие «семейный бизнес» не закреплено в законодательстве. Однако, по последним данным консалтинговой компании Deloitte, 74 процента малого и среднего бизнеса в стране – это компании, в которых работают супруги и родственники.

О необходимости закрепить в нашей стране семейный бизнес на законодательном уровне для его поддержки, о продвижении семейных компаний и брендов, правовых основах в сфере оптимизации бизнеса говорили на Форуме семейного предпринимательства, который на днях прошел в станице Пластуновской Динского района.

Поколения купцов и промышленников

Форум объединил семейных предпринимателей не только Краснодарского края, но и других субъектов Российской Федерации, представителей региональных органов власти, ведущих спикеров и экспертов региональных фондов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: Фонда развития бизнеса, Фонда микрофинансирования, Фонда развития промышленности. Участие в нем приняли более 300 человек – это представители бизнеса Краснодарского края и семейные компании из Москвы, республик Марий Эл, Саха (Якутия) и Крым, ХМАО – Югры, Ростовской, Тамбовской, Курской, Волгоградской, Воронежской, Белгородской, Орловской, Томской и Московской областей, Ставропольского и Пермского краев.

Точкой сбора неслучайно выбрали Краснодарский край. Кубань – особая территория на карте семейного бизнеса страны. Здесь большинство компаний малого и среднего бизнеса исторически создаются близкими родственниками и передаются из поколения в поколение.

Фото: Ольга Любимцева

Для примера: представители богатейших купеческих династий в России берут корни именно в Екатеринодаре – Аведовы, Богарсуковы, Тарасовы… В начале XX века здесь строились первые заводы – металлообрабатывающий и чугунолитейный, появился центр переработки нефти, которую привозили сюда из Майкопа. Самыми прибыльными отраслями для частного бизнеса в Екатеринодаре на рубеже XIX и XX веков были кинотеатры, торговля, мануфактура, поставка зерна и производство растительного масла. Свои капиталы на них заработали Штейнгель, Дицман, Ерохин, Рубежанский, Меснянкины. Именно такие купеческие династии формировали среду для развития городов, были известными меценатами и благотворителями – строили церкви, больницы, школы, гимназии, училища.

Сегодня в семейном бизнесе Краснодарского края прослеживается четкая специфика: до 50 процентов компаний работают в сфере туризма и услуг или смежных отраслях, 30 процентов заняты в торговле, на долю оставшихся 20 процентов приходится сельское хозяйство.

По мнению руководителя департамента инвестиций и развития МСП Василия Воробьева, преимущество семейного предпринимательства – в его стабильности и устойчивости. Привлекая домочадцев, родных и близких к общему делу, такие предприниматели действительно прививают ценности следующим поколениям, передавая бизнес по наследству. Сейчас в регионе зарегистрировано более 250 тыс. самозанятых, а значит, при определенной поддержке именно они могут стать большим динамичным бизнесом со множеством сотрудников.

Из маленькой компании – в мировой тренд

Одна из главных задач подобных форумов – обмен опытом. Компании, выросшие в коммерческих титанов из семейных микробизнесов, могут многому научить тех, кто только в начале этого пути.

Такой пример участникам представила соосновательница одного из знаменитых брендов Вера Мирошниченко. За 15 лет ее компания превратилась из небольшой студии маникюра в гиганта нейл-индустрии международного уровня.

– По сути, я второе поколение нашего семейного бизнеса: первый опыт, первые наставления я получала от мамы. Когда мы уехали учиться в институт, она сказала, что заработать карманные деньги можно, делая маникюр. Я подрабатывала в общежитии, у подружек на дому. Потом родители сказали: «Не надо так, давай лучше откроем студию», – вспоминает Вера.

Студию стали строить вместе с сестрой, средствами на первое время помогли родители. Потом втянулись и мужья – каждый по своей компетенции. Стали развивать обучение, потом задумались о собственном производстве.

– В этой части включился мой муж, и бизнес стал расти семимильными шагами. Сейчас у нас самая крупная онлайн-школа по маникюру – мы сами для себя создаем рынок, собираем людей, которым необходима новая профессия, и помогаем им расти. Именно семьей мы прошли долгий путь развития от регионального дистрибьютора до топ-5 по объемам поставок своей продукции по России и СНГ. Сегодня наш косметический бренд представлен более чем в 43 странах, у нас больше 110 представительств, 35 из которых – в Европе, – рассказала Вера Мирошниченко.

«12 лет все говорили: «Бросай это дело»

Еще один пример – краснодарская компания, которая сегодня входит в число лидеров в селекции и семеноводстве подсолнечника в России. А начиналось дело практически с нуля – с идеи и огромной веры в свои силы.

– Компанию основал мой отец 23 года назад. У него был мощный опыт работы по селекции и генетике в нашем Национальном центре зерна имени Павла Лукьяненко, опыт работы в зарубежных компаниях. Имея этот опыт, веру в себя и успех своего дела, а также одну тысячу долларов, он решил открыть компанию, какой в России еще не было, – которая бы полностью сконцентрировала все процессы производства семян и полностью отвечала бы за качество. Начинали с трех человек: отец, сын и лучший друг, – рассказала сотрудница компании Анна Дроботенко.

Период становления был тяжелым, ведь в селекционном деле от задумки до получения результата должно пройти от 10 до 13 лет.

– В течение 12 лет все говорили моему отцу: «Хватит, ничего не получится, бросай и иди работай в готовую крупную иностранную компанию». Но он правда очень верил в себя. Я уверена, мы смогли построить это предприятие только потому, что мы семья. Ни один бизнес-партнер бы не вынес десятилетия без денег и результата, – считает Анна. – Когда понадобились высокотехнологичные процессы, отец подключил нашу маму, она доктор биологических наук, лауреат премии президента по биотехнологии. Потом подтянулась я – занималась больше коммерциализацией и оперативным управлением. В 2015 году мы стали крупнейшим производителем семян подсолнечника в России и с тех пор держим лидерство. В этом году переходим от малого предприятия к среднему. Мы построили семенной завод, у нас есть свои логистические комплексы, благодаря краевому департаменту инвестиций ведем сейчас свой проект, используем инструменты поддержки как на уровне края, так и на уровне страны.

Команда за кадром

Для многих, кто впервые участвует в мероприятии подобного формата, сам термин «семейный бизнес» пока непонятен и неосязаем. Тем не менее из числа компаний, принявших участие в форуме, примерно треть давно работает с Торгово-промышленной палатой России в рамках проекта по развитию семейного предпринимательства. Это победители ежегодного конкурса «100 семейных компаний под патронатом президента ТПП РФ», а также обладатели особого знака отличия ТПП РФ «Хранитель династии». Это двигатели новой истории семейного предпринимательства для Краснодарского края.

Фото: Ольга Любимцева

Насыщенная деловая программа семейного форума включала в себя выставку продукции семейных предприятий, экспертные сессии, тренинги, практикумы, круглые столы и пленарное заседание. Основным организатором выступил региональный Фонд развития бизнеса при поддержке краевого департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства и союза «Торгово-промышленная палата Краснодарского края».

– Каждый год мы проводим порядка 300 мероприятий различного формата и видим спрос на участие в них у целых семей, – отметила исполнительный директор регионального Фонда развития бизнеса Елена Пистунова. –Краснодарский край – это действительно то место, где чтут традиции, занимаются предпринимательством из поколения в поколение. А наша задача как института поддержки предпринимательства – содействовать формированию современной деловой культуры семейного бизнеса в регионе, создать сообщество единомышленников, объединенных общей целью, помочь сохранять и развивать компании, способные отвечать вызовам современности, преодолевать трудности и противостоять конкуренции.