Сейчас заслуженному дорожнику Кубани Дмитрию Герштенцвейгу – 90 лет. Его трудовой стаж 70 лет, и 66 лет из них он отдал федеральным трассам Краснодарского края: сначала строил, затем отвечал за их содержание, а последние 30 лет инспектирует. Сказал бы ему кто-то в юности, как сложится судьба, – ни за что бы не поверил.
Потомок известного дворянского рода Герштенцвейг-Енчминских, он жил в Болгарии, с отличием окончил гимназию, поступил на факультет журналистики Софийского университета и писал блестящие статьи. Но своей родиной всегда считал Россию, Советский Союз:
– Мама была актрисой передвижного театра, все время в разъездах, поэтому растила нас с братом и сестрой бабушка, – рассказал Дмитрий Сергеевич. – Она когда-то уехала из охваченной Гражданской войной России, но любила ее всей душой. Мы читали русские книги, хорошо знали язык. Приходили из гимназии – дома бабушка с ремнем ждет: «Чтоб я дома болгарского языка не слышала, только русский!» Поэтому, когда в 1946 году вышел указ Президиума Верховного Совета о восстановлении в правах на родине бывших граждан Российской империи, мы даже не раздумывали: тут же получили советское гражданство. А в 1955 году решили вернуться на историческую родину.
Советский Союз обещал репатриантам по возвращении «золотые горы» – работу, квартиру. Однако на деле все оказалось не так радужно. Квартиры пришлось снимать, а работу искать долго и мучительно в разных городах. В Туапсе, куда Герштенцвейги приехали к дальней родственнице, была всего одна маленькая газета «Ленинский путь». И редактор только руками развел: вакансий нет, жду по распределению молодого специалиста из Ленинграда.
К тому времени у Дмитрия и его жены Нины должен был вот-вот родиться первый ребенок, поэтому времени на долгие поиски не было, надо было кормить семью. В отчаянии пошел в горком: «Готов хоть туалеты чистить!» К счастью, до этого не дошло. Нашлась работа в дорожно-строительной организации. Взяли помощником машиниста бульдозера. Именно в тот момент судьба Дмитрия Герштенцвейга изменилась навсегда.
В журналистику он больше не вернулся. Зато отучился заочно в Московском дорожном институте, получил красный диплом и стал инженером путей сообщения.
Талант и работоспособность молодого специалиста заметили и назначили его на должность главного механика, в подчинении у него было около 600 рабочих. А через несколько лет предложили возглавить отдел в Азово-Черноморском управлении автомобильных дорог в Краснодаре.
Дороги, мосты – сколько их было в жизни Дмитрия Герштенцвейга, и не сосчитать. Всю географию Краснодарского края он знает не по атласам, а что называется, наощупь. Сочи, Лермонтово, Джубга, Новороссийск, Порт Кавказ, Горячий Ключ – для него это не просто точки на карте. Он помнит каждый метр широких современных трасс, по которым сейчас мчатся автомобили.
Самой сложной своей дорогой считает трассу Новороссийск – Батуми, «Черноморку», как называли ее сами строители.
– Дорога эта была проложена еще в 1903 году. Узкая, всего 4,5 метра асфальта и по метру обочин – на ней даже два грузовика разъезжались с трудом. Я застал самое начало ее реконструкции в 1956 году, тысячи кубов земли пересыпал здесь своим бульдозером. Потом руководил всем огромным техническим хозяйством, которое каждый день выходило на участки: у меня было задействовано около 40 бульдозеров, 12 экскаваторов, около сотни машин. Три района занимались строительством – Туапсе, Геленджик и Сочи. Хоть и называлось это реконструкцией, мы, по сути, строили абсолютно новую дорогу среди сплошных гор, оврагов и рек. И это ведь не те горные дороги, которые строят сейчас – с тоннелями и эстакадами. Мы вырезали «полки» в горах, а грунт спускали в овраг. Результат вы видите уже много лет: Черноморское шоссе стало не просто современным, шириной в 7 метров, но и более коротким, прямым. Оно сократило дорогу автомобилистам почти на 50 километров, – рассказал Дмитрий Сергеевич.
Острый ум и творческое начало бывшего журналиста Герштенцвейга давали о себе знать и в технической работе. Он постоянно придумывал что-то новое, за что получил звание «Лучший рационализатор Минавтодора РСФСР». Самый значительный экономический эффект дало рацпредложение при строительстве моста в Джубге:
– На многих реках тогда стояли мосты из старых английских клепаных металлических ферм, которые привезли сюда еще в начале XX века, – поделился воспоминаниями Дмитрий Сергеевич. – Они были совсем узкие, четырехметровые. Со временем их стали заменять на железобетонные. По проекту строительства моста в Джубге мы сначала должны были проложить километровый обход на Станичку, соорудить там временный мост для автомобилистов, а потом существующий металлический разбирать и на его месте строить новый. Но мне пришла в голову другая идея: просто сдвинуть существующий мост в сторону для временного использования. Поставить ряжевые опоры, сделать настилы, поднять его домкратами и перетянуть лебедками на 10 метров. Я много думал, советовался с опытными проектировщиками. Оказалось, что все реально! Экономический эффект был огромный, помню, даже премию тогда дали.
Дмитрий Герштенцвейг вот уже 30 лет как пенсионер. Но на заслуженном отдыхе пробыл всего неделю: не мог себе представить, как можно просто сидеть дома и ничего не делать. В Краснодаре как раз 30 лет назад создавалась новая структура – отделение Российской транспортной инспекции (сейчас – межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта). Именно сюда и пришел работать свежеиспеченный пенсионер. Теперь он не строит дороги, а инспектирует их.
Три десятка лет он следит за сохранностью федеральных трасс в Краснодарском крае. Штрафует, если ямы долго не «латают» или асфальт кладут в сильные холода. Вместе с сотрудниками ГИБДД разбирается, почему на новых магистралях растет аварийность, и исправляет ошибки в разметке и организации движения.
– Наших дорожников, конечно, есть за что ругать, но, положа руку на сердце, дороги в Краснодарском крае – одни из лучших в стране, – уверен Дмитрий Герштенцвейг. – В свое время я на «жигулях-копейке» вместе с женой изъездил всю европейскую часть России, бывал в бывших советских республиках – Украине, Молдавии, Белоруссии, Грузии, Армении. Видел много, могу сравнивать. Поверьте, нам есть чем гордиться.
В феврале Дмитрий Сергеевич отпраздновал 90-летие, но работу оставлять не собирается: у него по-прежнему ясный острый ум, много сил и энергии. «Хочу жить, а не просто доживать!» – повторяет он. Ну а какая жизнь без дорог?