Кубанские Новости
Общество
Елена Кириченко

Дмитрий Герштенцвейг: дороги длиною в жизнь

Дмитрий Герштенцвейг: дороги длиною в жизнь
Дмитрий Герштенцвейг
Фото: Антон Приходько
Потомок известного дворянского рода, в прошлом успешный болгарский журналист, около 70 лет посвятил строительству и обслуживанию

Судьба человека

Сейчас заслуженному дорожнику Кубани Дмитрию Герштенцвейгу – 90 лет. Его трудовой стаж 70 лет, и 66 лет из них он отдал федеральным трассам Краснодарского края: сначала строил, затем отвечал за их содержание, а последние 30 лет инспектирует. Сказал бы ему кто-то в юности, как сложится судьба, – ни за что бы не поверил.

Потомок известного дворянского рода Герштенцвейг-Енчминских, он жил в Болгарии, с отличием окончил гимназию, поступил на факультет журналистики Софийского университета и писал блестящие статьи. Но своей родиной всегда считал Россию, Советский Союз:

– Мама была актрисой передвижного театра, все время в разъездах, поэтому растила нас с братом и сестрой бабушка, – рассказал Дмитрий Сергеевич. – Она когда-то уехала из охваченной Гражданской войной России, но любила ее всей душой. Мы читали русские книги, хорошо знали язык. Приходили из гимназии – дома бабушка с ремнем ждет: «Чтоб я дома болгарского языка не слышала, только русский!» Поэтому, когда в 1946 году вышел указ Президиума Верховного Совета о восстановлении в правах на родине бывших граждан Российской империи, мы даже не раздумывали: тут же получили советское гражданство. А в 1955 году решили вернуться на историческую родину.

Советский Союз обещал репатриантам по возвращении «золотые горы» – работу, квартиру. Однако на деле все оказалось не так радужно. Квартиры пришлось снимать, а работу искать долго и мучительно в разных городах. В Туапсе, куда Герштенцвейги приехали к дальней родственнице, была всего одна маленькая газета «Ленинский путь». И редактор только руками развел: вакансий нет, жду по распределению молодого специалиста из Ленинграда.

К тому времени у Дмитрия и его жены Нины должен был вот-вот родиться первый ребенок, поэтому времени на долгие поиски не было, надо было кормить семью. В отчаянии пошел в горком: «Готов хоть туалеты чистить!» К счастью, до этого не дошло. Нашлась работа в дорожно-строительной организации. Взяли помощником машиниста бульдозера. Именно в тот момент судьба Дмитрия Герштенцвейга изменилась навсегда.

В журналистику он больше не вернулся. Зато отучился заочно в Московском дорожном институте, получил красный диплом и стал инженером путей сообщения.

Талант и работоспособность молодого специалиста заметили и назначили его на должность главного механика, в подчинении у него было около 600 рабочих. А через несколько лет предложили возглавить отдел в Азово-Черноморском управлении автомобильных дорог в Краснодаре.

Соединяя берега

Дороги, мосты – сколько их было в жизни Дмитрия Герштенцвейга, и не сосчитать. Всю географию Краснодарского края он знает не по атласам, а что называется, наощупь. Сочи, Лермонтово, Джубга, Новороссийск, Порт Кавказ, Горячий Ключ – для него это не просто точки на карте. Он помнит каждый метр широких современных трасс, по которым сейчас мчатся автомобили.

Самой сложной своей дорогой считает трассу Новороссийск – Батуми, «Черноморку», как называли ее сами строители.

@ant_prikhodko-8165.jpg

– Дорога эта была проложена еще в 1903 году. Узкая, всего 4,5 метра асфальта и по метру обочин – на ней даже два грузовика разъезжались с трудом. Я застал самое начало ее реконструкции в 1956 году, тысячи кубов земли пересыпал здесь своим бульдозером. Потом руководил всем огромным техническим хозяйством, которое каждый день выходило на участки: у меня было задействовано около 40 бульдозеров, 12 экскаваторов, около сотни машин. Три района занимались строительством – Туапсе, Геленджик и Сочи. Хоть и называлось это реконструкцией, мы, по сути, строили абсолютно новую дорогу среди сплошных гор, оврагов и рек. И это ведь не те горные дороги, которые строят сейчас – с тоннелями и эстакадами. Мы вырезали «полки» в горах, а грунт спускали в овраг. Результат вы видите уже много лет: Черноморское шоссе стало не просто современным, шириной в 7 метров, но и более коротким, прямым. Оно сократило дорогу автомобилистам почти на 50 километров, – рассказал Дмитрий Сергеевич.

Острый ум и творческое начало бывшего журналиста Герштенцвейга давали о себе знать и в технической работе. Он постоянно придумывал что-то новое, за что получил звание «Лучший рационализатор Минавтодора РСФСР». Самый значительный экономический эффект дало рацпредложение при строительстве моста в Джубге:

– На многих реках тогда стояли мосты из старых английских клепаных металлических ферм, которые привезли сюда еще в начале XX века, – поделился воспоминаниями Дмитрий Сергеевич. – Они были совсем узкие, четырехметровые. Со временем их стали заменять на железобетонные. По проекту строительства моста в Джубге мы сначала должны были проложить километровый обход на Станичку, соорудить там временный мост для автомобилистов, а потом существующий металлический разбирать и на его месте строить новый. Но мне пришла в голову другая идея: просто сдвинуть существующий мост в сторону для временного использования. Поставить ряжевые опоры, сделать настилы, поднять его домкратами и перетянуть лебедками на 10 метров. Я много думал, советовался с опытными проектировщиками. Оказалось, что все реально! Экономический эффект был огромный, помню, даже премию тогда дали.

Старость дома не застанет

Дмитрий Герштенцвейг вот уже 30 лет как пенсионер. Но на заслуженном отдыхе пробыл всего неделю: не мог себе представить, как можно просто сидеть дома и ничего не делать. В Краснодаре как раз 30 лет назад создавалась новая структура – отделение Российской транспортной инспекции (сейчас – межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта). Именно сюда и пришел работать свежеиспеченный пенсионер. Теперь он не строит дороги, а инспектирует их.

Три десятка лет он следит за сохранностью федеральных трасс в Краснодарском крае. Штрафует, если ямы долго не «латают» или асфальт кладут в сильные холода. Вместе с сотрудниками ГИБДД разбирается, почему на новых магистралях растет аварийность, и исправляет ошибки в разметке и организации движения.

– Наших дорожников, конечно, есть за что ругать, но, положа руку на сердце, дороги в Краснодарском крае – одни из лучших в стране, – уверен Дмитрий Герштенцвейг. – В свое время я на «жигулях-копейке» вместе с женой изъездил всю европейскую часть России, бывал в бывших советских республиках – Украине, Молдавии, Белоруссии, Грузии, Армении. Видел много, могу сравнивать. Поверьте, нам есть чем гордиться.

В феврале Дмитрий Сергеевич отпраздновал 90-летие, но работу оставлять не собирается: у него по-прежнему ясный острый ум, много сил и энергии. «Хочу жить, а не просто доживать!» – повторяет он. Ну а какая жизнь без дорог?