Кубанские Новости
Общество
Лилия Матонина, «Краснодарские известия»

Зачем всем студентам учить историю?

Зачем всем студентам учить историю?
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Автор «Краснодарских известий» Лилия Матонина рассуждает, могут ли обойтись технические факультеты без гуманитарных наук и почему IT-специалисты бегут из России.

Когда-то, будучи абитуриенткой журфака, я затеяла спор с подругой, которая тоже поступала в университет, но на физико-математический факультет. Получилась эдакая вечная дискуссия физиков и лириков. Будущий математик возмущалась необходимостью сдавать на вступительных экзаменах изложение по русскому языку, пытаясь доказать мне, что среди своих формул она прекрасно обойдется без знания литературы, истории и родного языка. Я же эмоционально парировала, что все перечисленное — не просто предметы, это наш культурный генетический код. Их изучение помогает развивать интеллект и расширять кругозор, поэтому они включены в обязательную школьную программу. Сегодня я добавила бы: «и помогает быть патриотом». Как бы высокопарно это ни звучало. Можно быть талантливым математиком и при этом не быть гражданином. И наоборот.

Подруга благополучно поступила на свой факультет и окончательно завязала с чтением классической литературы, а уж про историю и говорить нечего. Но вот — аллилуйя! — этот пробел, кажется, скоро канет в Лету: Минобрнауки заявляет, что изучение истории в вузах с 1 сентября 2023 года станет обязательным.

Ведомство сообщает, что изменения вносятся в образовательные стандарты по всем специальностям и направлениям подготовки уровней бакалавриата и специалитета. Вводится модуль «История России» в объеме не менее четырех зачетных единиц или 144 часов. При этом на очный формат обучения истории должно отводиться не менее 80% времени. Дистанционное и заочное изучение истории не должно превышать в общей сложности 20% учебного времени. Министерство отмечает, что «повышенное внимание к изучению истории России в вузах позволит противодействовать фальсификации истории в любых ее проявлениях, формировать у студентов чувство патриотизма, гражданственности, уважения к памяти поколений, ответственности за судьбу страны».

Ничего не скажешь, своевременная мера. Еще бы некоторые литературные произведения вернули в школьную программу, к примеру, «Молодую гвардию» Александра Фадеева. Для меня стало новостью, что в школе этот роман сейчас не изучают. А ведь его одного, основанного на реальных событиях, может хватить, чтобы на всю жизнь понять, что такое Родина. Даже если не очень хорошо знать хронологию Великой Отечественной. Вот интересно, все члены современной «Молодой гвардии» знают, откуда пошло название их общественно-политической молодежной организации?..

Изучение истории в вузах — это, конечно, дело. Но не пора ли задуматься в принципе о современной системе образования? И начать со школы. Наверняка учащиеся там до сих пор зубрят исторические даты для ЕГЭ вместо того, чтобы изучать важные вехи развития своей страны всеобъемлюще, с привлечением литературных примеров, просмотров патриотических художественных фильмов и документальных хроник. Как предложение.

А теперь только цифры. «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9-х классах в общем объеме 385 часов. Общий объем часов, отведенных на физкультуру в основной школе составляет 510 часов. Школьные занятия по математике с 1 по 11-ый класс предполагают 2000 учебных часов. Без комментариев.

Не секрет, что прямо в эти дни многие IT-специалисты покидают нашу страну. Несмотря на то что государство предоставило им всевозможные преференции. Им предлагают налоговые льготы, ипотеку под низкий процент, отсрочку от армии и, в конце концов, бронь от частичной мобилизации. А они все равно уезжают. Как объяснил причину своего отбытия за кордон мой знакомый программист, «на всякий случай, вдруг границы закроются». Кстати, этот знакомый учился в вузе на бюджетной основе. Так вот я думаю: если бы айтишники в свое время уделяли внимание не только высшей математике, а еще изучению истории, картина мира сложилась бы у них иная. Уверена, что так. А сейчас, получается, выучили на свою голову.

Показать еще