Прошёл круглый стол в Славянском филиале ГБУ КК «Центр диагностики и консультирования». В нем приняли участие заместитель начальника отдела общего образования министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Ольга Капралова, директор ГБУ «Центр диагностики и консультирования» Диана Губина, председатель Совета Краснодарского краевого общественного движения по защите прав и интересов инвалидов «Содружество», комиссии по доступной, комфортной и безопасной среде Совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека Павел Снаксарев, заместитель главы МО Славянского района по социальным вопросам Виталий Титаренко, заместитель главного врача по детству и родовспоможения Славянской ЦРБ Галина Сягайло, заместитель начальника управления образования МО Славянский район Светлана Духнай, заведующая МАДОУ № 1 Яна Артюхина, директор МБОУ СОШ № 28 Марина Рябцева, заместитель директора ГКОУ школы № 15 Лилиана Киек,
методист отделения «Жар-птица» Людмила Конева, педагог АНО «Инклюзивный Центр раннего развития «Росток Надежды» Екатерина Пелипенко, руководитель Тимашевского филиала ГБУ КК «Центр диагностики и консультирования» Ирина Ситникова.
С приветственным словом к участникам выступили Виталий Титаренко, он отметил, что многолетнее сотрудничество со специалистами министерств и общественных организаций, занимающихся детьми с ОВЗ, даёт положительный результат.
Павел Снаксарев рекомендовал участникам круглого стола поднять в своих выступлениях актуальные вопросы взаимодействия министерств и ведомств края, местной власти и институтов гражданского общества на примере работы подразделений министерств и лучших практик СО НКО: АНО «Инклюзивный Центр раннего развития «Росток Надежды», Интегральный центр для детей и молодёжи с ДЦП «Ангелы Кубани и Краснодарский центр реабилитации искусством спортом и творчеством ККОД «Содружество» имени Николая Котлярова.
На заседании круглого стола представители образовательных организаций проинформировали о выстроенной в Славянском районе системе помощи детям с расстройством аутистического спектра. Участники круглого стола подняли актуальные проблемы межведомственного взаимодействия, позволяющего сделать процесс психолого-педагогического, медицинского, социального сопровождения детей непрерывным.
В настоящее время численность детей с РАС в Славянском районе составляет 37 человек (в 2018 году – 30). Большая часть детей проживает в г. Славянске-на-Кубани (26 человек). 28 детей обучаются в образовательных организациях края, из них 18 детей – в государственном общеобразовательном учреждении, 9 детей воспитываются в дошкольных организациях. Девять детей с РАС посещают группы «Особый ребенок».
Для обеспечения своевременной и комплексной помощи детям раннего возраста и их семьям на базе дошкольных образовательных организаций города и района для детей с ОВЗ функционирует 18 консультационных пунктов. Методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь семьям с РАС оказывается Славянским филиалом ГБУ КК «Центр диагностики и консультирования», территориальной ПМПК, дошкольными образовательными учреждениями.
Особая роль в становлении системы помощи детям с РАС принадлежит родителям. В последние годы родительское сообщество растет, объединяется в общественные организации.
В настоящее время общественные организации разрабатывают свои собственные инновационные проекты, участвуют в конкурсах президентских грантов и грантов администрации Краснодарского края. Успешно реализует проект во взаимодействии с государственными органами, учреждениями АНО «Инклюзивный Центр раннего развития «Росток Надежды», решая ряд практических задач в сфере реабилитации детей с РАС, повышения профессиональной компетенции специалистов.
В ходе заседания круглого стола были обозначены следующие проблемы, решение которых требует управленческих, организационных решений, системной работы:
кадровый дефицит в системе образования, здравоохранения, социального обслуживания в том числе специалистов, имеющих специальную подготовку для работы с данной категорией детей;
недостаточная подготовка по данному направлению работы действующих специалистов и организаторов;
недостаточная укомплектованность детскими неврологами и трудности приема (вместе в одной очереди нормотипичных детей и дети с ОВЗ);
подготовка тьюторов для сопровождения детей с РАС в системе образования и введение ставок тьюторов, ассистентов в штатное расписание образовательных организаций, в том числе из членов общественных обьединений;
формирование адекватного отношения общества к «особым детям»;
недостаточное межведомственное взаимодействие, не позволяющее сделать процесс психолого-педагогического, медицинского, социального сопровождения детей с РАС непрерывным.
По итогам обсуждения с целью совершенствования существующей системы сопровождения лиц с РАС участники круглого стола считают целесообразным рекомендовать:
ГБУ «Центр диагностики и консультирования» КК, Славянскому филиалу ГБУ КК «Центр диагностики и консультирования», управлению образования муниципального образования Славянский район, Славянской ЦРБ продолжить межведомственное взаимодействие специалистов психиатрической службы, ПМПК, образовательных организаций, организаций социального обслуживания в организации комплексного сопровождения лиц с РАС; работу по повышению уровня профессиональной компетентности специалистов, оказывающих комплексную помощь детям с РАС и их родителям; проведение совместных тематических мероприятий по проблемам сопровождения детей с РАС с привлечением разных областей; распространение методических пособий, рекомендаций для специалистов и родителей.
ГБУ «Центр диагностики и консультирования» КК, Славянскому филиалу ГБУ КК «Центр диагностики и консультирования» продолжить консультирование родителей, воспитывающих детей с РАС; работу по повышению компетентности специалистов, оказывающих комплексную помощь детям с РАС.
Управлению образования администрации муниципального образования Славянский район организовать продолжить оказание методической, организационной помощи общеобразовательным организациям по организации инклюзивного образования, уделив особое внимание вопросам преемственности дошкольного и общего образования; работу по подготовке и комплектованию образовательных организаций специалистами; введению в штатное расписание образовательных организаций тьюторов, ассистентов (при необходимости); принять меры по созданию в учреждениях дополнительного образования условий для работы с детьми с РАС.
Ассоциации социально-ориентированных некоммерческих организаций продолжить работу по организации продвижения лучших практик в сферу грантовых поддержек; информировать муниципальные образования края об положительном опыте работы; помочь в расширении общественных объединений в МО занимающихся больными детьми; создать единую базу лучших практик СОНКО и консультативных «Точек опоры» для их тиражирования.