Кубанские Новости
Общество
Виолетта Клименко

Мария Фалей: «Вместо слуха Бог подарил мне силу духа»

Мария Фалей: «Вместо слуха Бог подарил мне силу духа»
Мария Фалей
Фото: Виолетта Клименко
13-летняя тхэквондистка из Тихорецка поражает соперников одним ударом. Но мало кто из них догадывается, что спортсменка не такая

О Марии Фалей я узнала случайно, от ее тренера. Андрей Жданов позвонил, чтобы рассказать: его воспитанница участвовала от спортивной школы «Лидер» города Тихорецка во Всероссийских соревнованиях по тхэквондо, провела четыре боя и победила. Он так ею восхищался! Новость, конечно, напишу, ответила. Попросила контакты родителей и самой девочки. И тут тренер сказал, что созвониться с ними будет сложно, так как они не слышат, лучше им писать. После его ответа я поняла, почему он так радовался…

Свела судьба

На встречу Марию привезли родители: мама Оксана и папа Андрей.

Темные короткие кудрявые волосы и такие очаровательные глаза. «Наверное, эта девочка восторгается всем, что видит», – подумала я.

Родители Маши тоже не слышат. Мама потеряла слух в детстве. Она часто болела, и, когда ей был год, на фоне вирусных и воспалительных заболеваний близкие стали замечать у нее ухудшение слуха. Лечение не давало результатов, осложнение от болезни осталось на всю жизнь. Слух потерян не полностью, она немного слышит, а вот папа глух с младенчества.

Чета Фалей познакомилась в Ставропольском крае. Будучи студентами училища, полюбили друг друга, и Оксана переехала на родину супруга, в город Тихорецк.

Спортивная школа «Лидер» в 2020 году заключила договор с Фондом развития контактных видов спортивных единоборств Краснодарский края о социализации детей с ограничением слуха в обществе среди здоровых людей. Одна из главных задач – чтобы дети адаптировались и не чувствовали себя ущемленными. Поэтому начали проходить смешанные соревнования с привлечением детей-инвалидов с ограничением слуха, в которых они соревнуются с детьми, не имеющими никаких ограничений по здоровью.
Тренер Жданов.jpg
Андрей Жданов, тренер по тхэквондо, г. Тихорецк

– У Маши есть старшая сестра Елизавета, – говорит мама. – Когда я узнала, что жду ребенка, молила Бога, чтобы он родился со слухом, и врачи обещали, что все будет хорошо. Родилась, реагировала на звуки, а в год, когда мы ее звали: «Лиза, Лиза!», другие дети даже начали поворачиваться, а она нет…

Родив Марию, Оксана была морально готова, что и второй ребенок может оказаться слабослышащим. Увы, так и произошло…

В детский сад Маша Фалей ходила со слышащими детьми на два часа в день. Еще в саду она столкнулась с тем, что из-за слуха могут отказаться дружить.

– Говорили: ты плохо слышишь, мы с тобой не играем, – вспоминает героиня. – Потом при школе-интернате для слабослышащих открылся детский сад, меня перевели туда. А там уже это изъяном не считалось.

Как я обрела силу духа

Детство Марии прошло очень активно, она сама не могла усидеть на месте и не давала родителям.

– Кажется, со спортом я всегда, – рассказывает Маша, говорить ей трудно и развить мысль ей помогает мама. – Сейчас мне 13 лет, из них три года занимаюсь тхэквондо, а раньше бегала, прыгала и очень любила лазать по деревьям.

Когда девочка пошла в секцию по тхэквондо, понимала, что будут трудности. Они заключались отнюдь не в физической подготовке – с этим как раз-таки у Маши не было проблем. А вот как общаться с тренером, понимать, что он хочет донести?

– На тренировке преподаватель объясняет очень громко, и я слышу, – говорит Мария. – А во время боя на соревнованиях соперница выходит с тренером, он ей подсказывает, как стать, как ударить, а я совсем одна. Как бы тренер Андрей Николаевич ни кричал, я его не услышу. Могу прочитать по губам, но на это уходит время, отвлекаюсь от боя, или он показывает знаки, их нужно увидеть, понять. В бою ты можешь проиграть за секунду, поэтому я не могу потратить эту самую секунду на общение с тренером.

Мария Фалей и ее родители: мама Оксана и папа Андрей.
Мария Фалей и ее родители: мама Оксана и папа Андрей.
Фото: Виолетта Клименко

В спортивной школе «Лидер» Мария обрела второй дом благодаря тренеру Андрею Жданову.

– Андрей Николаевич не такой, как другие тренеры, – говорит Маша. – Он ведет себя как папа, иногда даже воспитывает. Когда он уезжает на другие соревнования, мы группой не можем дождаться его возвращения. Бывает, собираемся вместе нашей маленькой командой и соревнуемся, кто больше отожмется или подтянется.

В начале октября в Ессентуках прошел Всероссийский турнир по олимпийскому виду спорта тхэквондо ВТФ. Среди юношей и девушек в возрасте от 12 до 14 лет в весовой категории свыше 59 килограммов первое место завоевала Мария Фалей.

– На один из боев соперница не явилась, ей засчитали поражение. Остальные бои были нелегкие, – рассказывает Мария. – Выхожу на корт и вижу соперницу. Я ее знаю, в прошлую нашу встречу ей проиграла. Если честно, стало не по себе, ведь я помнила, что она меня в прошлый раз одолела. Выиграла у нее, в финале встретилась снова со старой знакомой, она уже одерживала надо мной победу. Собралась, вышла на корт – и вот я стою на верхней ступеньке пьедестала.

Как признается Фалей, глухим бороться трудней: они медленно поднимают ноги и бьют слабо, потому что не слышат хлопка удара, чтобы понимать его силу.

Я глухая, но не немая!

– Маша, скажи, какой самый большой дискомфорт в жизни тебе доставляет отсутствие стопроцентного слуха?

– Неприятно, когда из-за этого обзывают, а так все хорошо. Хотя мне обидно, когда меня называют глухонемой. Да, я глухая, но не немая. Я говорю, плохо, но говорю же!

– Тебе легко заводить знакомства?

– Да, но я их не завожу. Мне после уроков хочется скорее на тренировку и домой. В свободное время люблю ездить с близкими на рыбалку. Сидишь, смотришь на поплавок, а в голове мысли, какая же рыба попадется?

1.jpg

– А есть ли что-то, чего, наоборот, нет в мире слышащих людей, но есть в «стране глухих»?

– Есть жестовый язык, дома с родителями я общаюсь жестами. Еще есть хорошая способность чувствовать настроение собеседника.

– О чем ты мечтаешь?

– Раньше мечтала полноценно слышать, сейчас моя заветная мечта – привезти медаль Олимпийских игр. Мне Бог вместо слуха дал силу духа. И я всем ребятам желаю никогда не сдаваться и быть уверенными в себе!