Кубанские Новости
Общество
Галина Петрова

Другого такого селекционера в мире нет

Другого такого селекционера в мире нет
Павел Пантелеймонович Лукьяненко
Сегодня герой проекта «КН», посвященного 85-летию Краснодарского края, – академик, прославленный селекционер, дважды Герой Социа

В середине прошлого века он совершил революцию в семеноводстве. Созданные им сорта пшеницы и ячменя способны расти в различных природных условиях.

Долгожданный результат

Имя великого кубанского ученого Павла Лукьяненко известно всему миру. Его открытия в области селекции зерновых культур позволили значительно увеличивать урожаи как на Кубани, так и за ее пределами.

Родился Павел Лукьяненко в 1901 году в станице Ивановской Красноармейского района. Интерес к профессии селекционера у него появился еще в школьные годы и остался на всю жизнь. Поступив в Кубанский сельскохозяйственный институт, юноша решил посвятить себя благородной работе – преобразованию основной зерновой культуры – пшеницы. В те годы на богатой кубанской земле ее урожаи часто губила грибковая болезнь – ржавчина. Молодой селекционер мечтал победить этого страшного врага.

Нет в мире другого селекционера, который бы подарил человечеству столько прекрасных сортов пшеницы. В общей сложности Лукьяненко стал автором и соавтором 46 новых сортов!

В 1926 году, после окончания Кубанского сельскохозяйственного института, он начал работать на Краснодарской селекционной станции. Занимался изучением местных сортов мягкой озимой пшеницы, наиболее урожайной на Кубани. В коллекции Всесоюзного института растениеводства молодому ученому удалось обнаружить несколько иностранных сортов, устойчивых к ржавчине. Этих «иностранцев» Лукьяненко скрестил с местными сортами, хорошо приспособленными к природным условиям Кубани. Несколько лет селекционер вел тщательный отбор в потомстве и получил долгожданный результат. Вывел несколько сортов, которые почти не поражались ржавчиной и давали больший урожай.

Все сорта пшеницы, выведенные Павлом Лукьяненко, как правило, имели сложное гибридное происхождение, связанное с привлечением и скрещиванием тщательно подобранных местных и селекционных сортов Европы, Азии, Америки.

Урожаи выросли в два раза

Перед началом Великой Отечественной войны Павел Лукьяненко был заместителем директора Краснодарской селекционной станции. Когда враг подходил к Краснодару, бесценный селекционный материал отправили в Казахстан. Ученые поселились в палаточном городке в Алма-Ате, продолжили упорную селекционную работу.

Вернувшись в 1943 году в освобожденный от фашистских оккупантов Краснодар, Павел Пантелеймонович начал восстановление хозяйства станции. Радовало то, что главное богатство – селекционный материал – удалось спасти. И ученый стал работать над созданием неосыпающихся и неполегающих сортов пшеницы, которые позволили бы проводить уборку постепенно, не опасаясь потерь урожая, и существенно сократить число работников. К концу войны был выведен ценный сорт озимой пшеницы – Краснодарка, у которого зерно держалось до самой осени. Но при хорошей урожайности он имел слабый стебель, что при дождях приводило к полеганию, затрудняло уборку.

Тогда Лукьяненко и его коллеги начали активную работу над созданием растения с устойчивым стеблем. Новый сорт получил имя Скороспелка, его урожайность составляла выше 30 ц/га. Но селекционер продолжил опыты, в отборах и скрещиваниях улучшал качества пшеницы. Труды увенчались успехами, и в середине 50-х годов был создан всемирно известный сорт озимой мягкой пшеницы Безостая I, получивший самое широкое распространение. Он был районирован в 48 областях СССР, в странах Восточной Европы, Турции, Иране, Афганистане. Площадь его посева в 1972 году достигла 18 млн га. Внедрение этого сорта в производство позволило увеличить урожаи зерна пшеницы в полтора-два раза. Также он стал ценным источником для селекции, используется и сегодня в селекционных программах многих стран мира. При этом Павел Лукьяненко был убежден, что Безостая I – не предел, есть возможности его улучшить. И оказался прав. С его использованием были выведены еще более урожайные сорта: Аврора, Кавказ и другие.

Поле его жизни

Нет в мире другого селекционера, который бы подарил человечеству столько прекрасных сортов пшеницы. В общей сложности Лукьяненко стал автором и соавтором 46 новых сортов! Характерно, что каждый новый лукьяненковский сорт представлял собой не результат слепой удачи, прихотливой игры случая, а базировался на здравом поиске и наблюдении, на предвидении и интуиции.

Им написано около 150 научных работ: монографии, статьи, сообщения.

Его великий вклад в развитие сельскохозяйственной селекционной науки оценен по заслугам как родиной, так и за рубежом. Лукьяненко был почетным членом иностранных академий наук Болгарии, Венгрии, Германии, Швеции. Лауреат Ленинской и Государственной премий, дважды Герой Социалистического Труда, награжден многими орденами и медалями СССР, а также Болгарии, Чехословакии, Польши, Венгрии, Югославии и Румынии.

На Кубани 99 процентов всех посевных площадей пшеницы и ячменя засеяны сортами местной селекции, прародителем которых был Лукьяненко.

Лукьяненко проявлял постоянную заботу о подготовке молодых кадров селекционеров. Он всегда был окружен многочисленными сотрудниками и учениками, которые вместе с ним вели интересные и кропотливые селекционно-генетические исследования.

Благодаря Лукьяненко и его коллегам наши сорта пшеницы и других культур сегодня значительно превосходят зарубежные аналоги по урожайности. За этим стоит упорный труд многих поколений ученых, их желание развиваться.

Важно сказать, что методы селекции Павла Лукьяненко значительно отличались от всех существующих тогда. Он проводил исследования семян не в лабораториях, а в поле. Сорта, которые он создавал, обладают широчайшей экологической пластичностью и стабильностью.

Его слава шла впереди него, учиться к Лукьяненко ехали селекционеры со всего мира, изучали его методы, использовали у себя, создавали на их основе свои сорта.

Lukyanenko_P_P_np.jpg

В начале 70-х годов прошлого столетия казалось, что впереди у ученого-селекционера новые успехи. Но тяжелая болезнь сердца уложила его в постель. Павел Пантелеймонович умер 13 июня 1973 года. Его дело достойно продолжают многочисленные ученики. Краснодарская селекционная станция, а ныне – Национальный центр зерна носит его имя. Здесь и сегодня используют методы Лукьяненко, совершенствуя их.

В центре станицы Ивановской установлен его бюст, есть музей, где воссоздан уголок казачьей хаты, подобной той, в которой родился видный селекционер XX века.

Пшеничное поле стало полем жизни Лукьяненко, его делом. На нем он родился, на нем и умер…