Кубанские Новости
Общество
«Краснодарские известия»

Нацистам достанутся камни — не люди: почему оставление Херсона — это не трагедия

Нацистам достанутся камни — не люди: почему оставление Херсона — это не трагедия
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Замглавного редактора «Краснодарских известий» Наталья Галацан напоминает всем «переживающим», что СВО — не футбольный матч, и ч

Вчерашний вечер у меня начался со звонков друзей и знакомых, которые пересылали в Телеграм посты из разных пабликов об отступлении наших войск из Херсона, надрывных голосовых сообщений и прочих упаднических настроений в этом духе. И я тут же вспомнила меткое выражение военкора «Вестей» Евгения Поддубного о том, что определенная часть российского общества относится к армии, как к футбольной сборной, а к СВО — как к групповому этапу чемпионата Европы.

Да, мы отступаем на одном направлении, тогда как на других медленно, но уверенно движемся вперед, вытесняя врага с уже наших территорий. И, потом, а что неожиданного в том, что российская армия оставляет Херсон? Что за истерики и плач в отдельно взятых пабликах и группах? Разве мы делаем это в одночасье, разве бросаем гражданское население, разве оставляем наших воинов в окружении, разве сдаем врагу наше оружие? Нет. Херсонцы в течение нескольких недель эвакуировались из города, переправлялись в Крым, Краснодарский край и далее вглубь России, где их ждали волонтеры, обустроенные гостиницы и санатории со всеми удобствами и трехразовым питанием, садики и школы для детей и центры занятости с вакансиями для взрослых. Так поступило более 115 тысяч человек. Кроме того, эвакуация мирных жителей все еще продолжается, уходят последние, остававшиеся «на хозяйстве». Им предоставляется возможность погостить у нас и вернуться домой, когда это станет безопасно, или остаться в «материковой» России и приобрести за счет государства жилье в любой ее точке.

Эвакуировать людей с правобережной части Херсона нужно было бы при любом раскладе, ведь укронацисты ежедневно обстреливают Каховскую ГЭС. Подорвать ее шлюзы или дамбу не просто, но возможно. Пока нашей противовоздушной обороне удается отражать атаки врага, но СВУ не сдаются, временами усиливая обстрелы, как это было, например, 24 октября, когда три украинские ракеты долетели-таки до цели, или 6 ноября, когда при обстреле из комплекса HIMARS снаряд попал в один из шлюзов.

Если умалишенным боевикам все-таки удастся взорвать ГЭС, разрушительная волна на скорости 50 км/ч дойдет до Херсона. Уровень Днепра поднимется на 1-1,5 метра и затопит десятки населенных пунктов, включая областной центр. Чтобы минимизировать разрушения, на гидроэлектростанции воду стали сбрасывать заранее. Но они все равно будут.

Рассматривая худшие сценарии развития событий, было принято решение об эвакуации мирных жителей. Так и военным спокойнее — им проще будет отражать удары врага на хорошо укрепленном левом берегу Днепра, зная, что гражданские в безопасности. Что получат нацисты, придя в город? Пустые дома, безлюдные улицы — камни, по сути. Город можно будет отстроить заново, вернуть загубленные человеческие жизни — нет.

Об этом не говорилось в докладе генерала Суровикина министру обороны РФ Сергею Шойгу, потому что это и так очевидно. Зато командующий Объединенной группировкой войск РФ в районе проведения спецоперации говорил о важности сохранения жизней людей — гражданских и военных. Кому нужны бессмысленные жертвы? Точно не главкому СВО, который своим непростым, но взвешенным, выверенным решением, вопреки прозвищу «генерала Армагеддона», который дали ему на Западе, спасает тысячи и тысячи жизней.

И вот еще что. Мы, русские, к сожалению, плохо знаем свою историю, не учимся на ней. А ведь все это уже было. Вспомните воспетое поэтами Бородинское сражение. Да, оно показало патриотизм русской гвардии, но не дало особых результатов. Потери с обеих сторон были примерно одинаковыми, русская армия нуждалась в пополнении и отдыхе. Бой под стенами Москвы мог бы обернуться нашим поражением. И генералы во главе с Кутузовым решили сдать второй по важности город в стране (напомним, столицей тогда был Санкт-Петербург), что вызвало ор в высших дворянских кругах. Но расчет полководца был верным: Наполеон получил сожженный город, его армия была отрезана от провианта, в ней начались волнения, а зима добила хваленую французскую армию.

Вот еще урок истории. В сентябре 1941 года немцам удалось окружить полумиллионную группировку Красной армии под Киевом. Этот «котел» считается одним из крупнейших, описанных в мировой военной истории. Тогда погибли десятки тысяч советских солдат и офицеров, в том числе из высшего командного состава. Жуков предупреждал об этом Сталина, настаивал на том, что войска нужно отвести на старые позиции. Но Генералиссимус уперся, историки утверждают — по политическим соображениям. Последствия этого решения известны.

Так вот. Политика, эмоции, ура-патриотизм и истерики по поводу «мы снова отступаем!» никогда и никому еще не шли на пользу. Это война, а не чемпионат Европы по футболу. Не ждите «красивой игры». Отступлений и наступлений будет еще много. Позвольте военным делать свое дело. Не можете помочь, хотя бы не мешайте.