Все под контролем: как кубанским предпринимателям проверять соискателей без службы безопасности

Изучили варианты оценки добропорядочности и благонадежности сотрудника своими силами еще на этапе собеседования.

Найти хорошего сотрудника в наше время — задача не из простых. Надо оценить квалификацию и коммуникативные навыки, получить рекомендации, а еще обязательно проверить благонадежность. Ведь ваш будущий сотрудник — это член семьи, а пускать абы кого под свою крышу попросту опасно. Работник может нанести урон не только банальным воровством, но и раскрытием конфиденциальной информации или, к примеру, фальсификацией документов.

Разумеется, в крупных компаниях такой проблемы нет — вопросы безопасности предприятия решают специальные отделы. Однако у малого и среднего бизнеса зачастую нет возможности (да и острой необходимости) формировать такие подразделения.

«КН» решили разобраться, как проверить добропорядочность и благонадежность сотрудника своими силами еще на этапе собеседования.

Кого будем смотреть

Специалисты советуют особенно тщательно проверять соискателей на должности, связанные с доступом к коммерческой и конфиденциальной информации, бухгалтерии, лицензированному программному обеспечению, кассе и складским помещениям. То есть тех, кто напрямую работает с деньгами и важными документами.

В крупных компаниях, кстати, считают правильным проверять по возможности вообще всех соискателей. Это потенциально помогает избежать материального урона или разнообразных репутационных скандалов.

— Кажется, зачем проверять уборщицу, если у нее нет доступа к важной информации? Однако как раз у этой уборщицы может быть ключ от кабинета директора. Значит, проверять соискателей на такие вакансии необходимо едва ли не так же внимательно, как и коммерческих директоров, — подчеркнул Дмитрий Окунев, руководитель продукта ID ScanМТС.

Фотограф: unsplash.com

Идем дальше. Даже в небольших компаниях особое внимание уделяют соискателям на должности руководителей отделов продаж и их менеджеров. Дело тут в том, что эти люди запросто могут зарегистрировать ИП или ООО и начать работать не на вашу фирму, а на себя.

Помимо этого есть смысл внимательно изучать биографии водителей, которые перевозят дорогостоящие грузы, а также, например, сотрудников, у которых есть доступ к коммерческой информации и возможность влиять на принятие решений.

Что оценивать

Можно воспользоваться старым дедовским методом и проверить сотрудника, что называется, «вручную». Обычно эта работа достается самим предпринимателям, сотрудникам HR-отдела или службы безопасности. Тут все зависит от размера компании и ее штата.

Но, кто бы этим ни занимался, правила одинаковые. Сначала надо проверить подлинность документов, которые предоставляет соискатель, наличие судимостей или присутствие кандидата на вакантное место в списке объявленных в розыск, финансовые задолженности. Все эти сведения можно найти в открытых источниках, однако, чтобы собрать все нужные документы, придется потрудиться. Вы (или ваши сотрудники) будете заходить в каждую отдельную информационную систему и запрашивать данные, которые затем необходимо изучить, систематизировать и свести результат в единый отчет. Уже на основе этого документа следует принимать финальное решение о найме сотрудника.

Фотограф: unsplash.com

Если вы решили пойти этим путем, даем подсказку, на каких сайтах искать нужную информацию:

Главное управление по вопросам миграции МВД. Здесь можно проверить, например, действительность паспортов, подтверждение разрешения на работу, приглашения на въезд в РФ, соответствие документа и адреса регистрации и так далее.

Федеральная налоговая служба. На этом сайте содержатся сведения об ИНН, о возможных долгах соискателя.

ГИБДД. Тут все понятно — при необходимости можно проверить водительское удостоверение.

Рособрнадзор. Здесь проверяем действительность документа об образовании.

МВД — проверка нахождения в розыске.

Федеральная служба судебных приставов. В базе исполнительных производств можно найти информацию о финансовых задолженностях, которые соискатель обязан выплатить по решению суда.

Системы онлайн-учета по судебным решениям и делам, такие как «Правосудие», на порталах судов и картотека арбитражных дел. В них можно проверить данные о судебных производствах.

Дополнительно можно проверить наличие кандидата в базе номинальных директоров, посмотреть, есть ли наличие ограничений на управление бизнесом, а также осуществить анализ связей с юридическими лицами на основании данных из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Фотограф: unsplash.com

Только после изучения информации со всех этих ресурсов вы сможете сформировать достаточно внятное представление о потенциальном сотруднике.

Но есть и хорошие новости.

Можно не тратить свое время на изучение баз в интернете и биографий в соцсетях. Доверить проверку кандидата или будущего партнера можно специальным IT-сервисам. Они быстро собирают информацию из всех источников и формируют из нее подробный отчет. Это помогает ускорить оформление персонала, а также минимизировать риски мошенничества со стороны контрагентов.

Как это работает

Здесь все очень просто, от вас требуется только внести имеющуюся информацию о человеке: ФИО и данные паспорта. А после — немного подождать. Вскоре система сформирует единый полный отчет о вашем кандидате.

— Информация собирается из множества открытых и полузакрытых источников, в том числе из государственных информационных систем и сервисов с платным доступом. Буквально 10 минут — и отчет готов. Хочется также отметить, что сервис не хранит историю ваших запросов, — заверил руководитель продукта ID Scan МТС Дмитрий Окунев.

Есть у этого варианта и другие плюсы, кроме экономии времени и ресурсов. Так, помимо всех описанных выше баз данных, IT-сервисы по проверке соискателей и контрагентов работают с Единой системой идентификации и аутентификации и с Бюро кредитных историй.

А еще такие решения позволяют без труда актуализировать информацию и о действующих сотрудниках: надо просто загрузить списки работников — и система самостоятельно сформирует отчеты по ним. Так от вас не ускользнет никакая информация, сможете всегда быть в курсе событий.

Взгляд в будущее

В 2022 году число подобных сервисов по всему миру исчисляется уже сотнями. В России на сегодняшний день цифры скромнее — их всего около 20. Стоит сказать, это тоже довольно много.

— Думаю, в течение пяти лет уже появятся сервисы, которые будут настроены не на сбор имеющейся информации, а на прогнозирование действий человека, — отмечает Дмитрий Окунев. — А через 20 лет мы будем жить в эпоху искусственного интеллекта. И предсказывание поведения человека на основе больших данных станет чем-то совершенно обычным. По сути, именно это и делает сотрудник, принимающий решение о найме того или иного кандидата, — пытается представить, как будет вести себя человек, на основе информации о его прошлом.