Кубанские Новости
Общество

Высокое небо Героя Ивана Конюхова

Высокое небо Героя Ивана Конюхова
Иван Конюхов
Фото: Антон Приходько
9 декабря в России отмечается День Героев Отечества. Накануне этой памятной даты рассказываем о кубанском летчике Иване Конюхове

Рожденный летать

Когда сегодня Герой России Иван Конюхов оглядывается на свою жизнь, то понимает, что самолеты в ней были всегда. Отец был военным инженером и служил в ейском авиационном полку, поэтому маленький Ваня часто бывал на аэродроме. После школы даже не было раздумий, куда поступать: конечно, в летное училище.

В родном Ейске школьников в училище не принимали, сначала надо было окончить двухлетние курсы в учебном авиацентре. Поэтому Иван подал документы в Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков противовоздушной обороны. Отец услышал об этом и расстроился: «Ну зачем тебе Армавир?! Поезжай в Даугавпилс – в инженерное училище, которое оканчивал я. Там родня, там грибы, там такая рыбалка! Будешь с теми же самолетами, но только на земле». Много ли надо, чтобы переубедить 16-летнего мальчишку? Так Иван стал студентом Даугавпилсского высшего военного авиационного инженерного училища им. Я. Фабрициуса.

Памятная дата «День Героев Отечества» была установлена Государственной Думой Российской Федерации 26 января 2007 года.

Проучился там год. Прилежно грыз гранит высшей математики и начертательной геометрии, но с каждым днем все отчетливее понимал: ну какой из него инженер? Ему хочется летать, небо снится по ночам. И не будет жизнь счастливой, если он проведет ее около самолетов, так ни разу и не поднявшись за облака. Забрал документы и на год ушел в армию, а потом, еще не демобилизовавшись, подал документы в Ейское летное училище, где к тому времени изменились условия и критерии приема абитуриентов.

Полтора года учебы продолжались теоретические занятия, и только к концу второго курса удалось сесть за штурвал. После 15 полетов с инструктором – долгожданный самостоятельный вылет!

– Признаюсь честно, коленки дрожали, – вспоминает Иван Конюхов. – Каким он будет, первый раз, когда сзади нет опытного и спокойного летчика, который подстрахует в случае чего? Волнений добавляло и то, что за первым вылетом наблюдала целая съемочная группа. В училище снимали документальный фильм «Наследники Покрышкина». С кинематографистами приехал легендарный Герой Советского Союза Константин Сухов – выпускник нашего училища и сослуживец прославленного Александра Покрышкина. В съемочный день других полетов, кроме моего, больше не было, поэтому десятки глаз устремились на мой самолет.

Полет прошел удачно. Взлет, три круга и заход на посадку. Посадив самолет, с облегчением выдохнул. И понял окончательно и бесповоротно: с профессией не ошибся. Его место здесь, в этом высоком небе. В кабине, через стекло которой виден весь мир.

Война – совсем не фейерверк

На занятиях по тактике преподаватель часто повторял юным курсантам: «Мы готовим вас к войне!» Но разве могли в это поверить мальчишки в мирном 1989 году, когда даже из Афганистана уже ушли российские войска и ничего не предвещало беды?

– Мы украдкой хихикали в кулак и думали: ну что он говорит? Какая война? Откуда ей взяться? – вспоминает Иван Конюхов.

Война летчика Конюхова началась через 10 лет, в августе 1999 года. Это была вторая Чеченская кампания. К тому времени он летал уже семь лет. Впрочем, «летал» – громко сказано. В 90-е армия переживала далеко не лучшие времена. В далеком Забайкальском гарнизоне Степь летчики чаще видели грабли и лопаты, чем штурвалы. Вылеты были в лучшем случае раз в месяц. Многие тогда уволились из армии. Но Конюхов верил: все наладится. Будет еще и у него настоящая служба.

Фото: Антон Приходько

В 1999 году его перевели в Краснодарский гарнизон. Прошел медкомиссию и сдал все зачеты, но полетать в мирном небе не успел – отправили в Моздок. Начались совсем другие полеты, уже без романтики. И сразу стали понятны слова ветеранов другого, знакомого лишь по книгам, времени: «Война – совсем не фейерверк, а просто трудная работа».

Было по несколько вылетов в день, бесконечные горы и хребты внизу, от вида которых на лбу выступает пот и ноги становятся ватными… Эти скалы уносили жизни товарищей – здесь погибли сослуживцы, отличные боевые офицеры и классные летчики, Олег Подситков и Юрий Якименко. Просто переоценили свои силы и недооценили ущелья, уходящие под самые облака. Иван навсегда запомнил одну важную вещь: помимо отчаянной храбрости, у летчиков должен быть и холодный рассудок.

За участие во второй Чеченской войне капитан Конюхов получил Орден Мужества. А еще осознал себя настоящим летчиком и полноценной боевой единицей. Наконец-то он был там, где и должен быть, – на службе Родине, на защите ее интересов.

Война «трех восьмерок»

Потом было несколько лет спокойной жизни и тренировочных полетов. Но все же довелось Ивану Конюхову повоевать еще раз. Конфликт Южной Осетии и Грузии называют войной «трех восьмерок» – он начался 8.08.2008. И неделя «маленькой войны» лишь чудом не стала последней в жизни летчика Конюхова.

– Мы пришли на работу 9 августа утром, но никто еще не знал, что домой ни в этот, ни в последующие дни вернуться нам не удастся. Экстренно получили оружие и за несколько часов из Краснодара оказались в Буденновске, – вспоминает Иван Конюхов.

Вылеты были частые, с аэродрома «двойки» самолетов поднимались каждые 20 минут. Очередным заданием Конюхова было отбомбить скопление техники противника в районе деревни Земо-Никози. Наводчик уточнил: «Видишь красную крышу среди зеленого массива? Это церковь, твоя цель, а техника рядом». Конюхов возмутился: «Да вы что, по церкви я бить не буду!» Отправил все шесть блоков боеприпасов по территории вокруг, стараясь не задеть ту самую красную крышу. С высоты 5 тыс. метров были видны лишь яркие взрывы и огонь – значит, удары достигли цели. Потом в штаб придет информация, что эта бомбардировка стала самой результативной по итогам всех локальных конфликтов в Закавказье. Удалось уничтожить девять единиц техники противника: шесть танков и три КамАЗа.

«Мы летим, ковыляя, во мгле»

Вышел из атаки летчик по всей науке штурмовой авиации – с разворотом вверх на солнце. И вдруг ощутил толчок в спину: один из 10 зарядов, выпущенных с земли из «Стингеров» по его СУ-25, достиг цели. Прилетело в правый двигатель. Загорелась лампочка «пожар», в перископ стало видно, как повисло сопло, захлопали на ветру куски поврежденной обшивки. Один двигатель замолчал.

– Летчики оценивают ситуацию за секунды, – рассказал Иван Конюхов. –Сначала накатил липкий страх, но сразу решил для себя: пока лечу, буду лететь, катапультироваться не стану. Двигатель потушил. Навигационные приборы отключились, и меня, как потом понял, на одном двигателе стало сносить влево. Пытался сбросить подвески, чтобы идти было легче, но они не сбросились. А впереди был Кавказский хребет высотой четыре тысячи метров, которые нам с еле ковыляющей машиной надо было набрать во что бы то ни стало. Два раза пытался выйти за облака и два раза сваливался обратно. Скорость снизилась до 200 с небольшим километров в час. Топлива почти не осталось. Группа руководства меня на радарах не видела, только слышала по радиосвязи. Но почему-то верил: с жизнью прощаться рано. Дотяну, чего бы это ни стоило.

Фото: Антон Приходько

Самолет снесло практически до Грозного. Когда внизу показался знакомый по Чеченской войне Терский хребет, Иван выдохнул: почти дома. До Буденновска точно долететь не получалось, пошел на аэродром Моздока. Приземлился, мокрый от пота и с дрожащими от напряжения руками. К самолету уже мчались пожарная машина и медики. Но на летчике не было ни царапины: бронированную кабину СУ-25 конструкторы сделали на совесть.

– Знаете, сейчас ребята на Украине такими прилетают через одного. А тогда это было чудом. Может, благодаря тому, что я дотянул на одном двигателе и без навигации до аэродрома, летчики стали понимать, что у подбитого самолета есть неплохой запас прочности. А 20 минутами раньше меня в тот день улетал Ваня Нечаев. Сейчас он уже тоже в отставке. Так вот, он прилетел назад с двумя разбитыми двигателями. Чудом прилетел. Звезды Героев России мы с ним получали вместе. Два Ивана – две звезды.

Бывших летчиков не бывает

Сегодня Герой России Иван Конюхов – гражданский человек. В 45 лет, как и полагается по уставу, вышел в отставку. Сначала помогал дочери растить маленькую внучку, потом нашел работу, далекую от авиации. Но, заполняя каждый день в кабинете десятки бумаг, нет-нет, да и вспомнит с грустью кабину самолета и облака внизу.

Вместе с друзьями по общественной организации «Герои Отечества» часто бывает в краснодарских школах, рассказывает ребятам о службе и говорит: «Если хотите летать – ничего не бойтесь и не слушайте никого, идите к своей цели, не пожалеете об этом никогда в жизни!»

Многие друзья и сослуживцы до сих пор в строю. За судьбой тех, кто участвует в специальной военной операции, Иван Конюхов следит особенно пристально. Мечтает, что потом, когда все закончится, они соберутся за одним столом и обмоют новые звездочки на погоны и государственные награды. Ну а если будет надо, то и сам майор Конюхов вновь сядет за штурвал самолета, ведь бывших летчиков, как и бывших военных, не бывает.