Кубанские Новости
Общество
Ольга Любимцева

Дома без ключей, 3D-здания и автомобили без топлива – какую жизнь готовит нам эпоха глобальной цифровизации?

Дома без ключей, 3D-здания и автомобили без топлива – какую жизнь готовит нам эпоха глобальной цифровизации?
Сергей Грабский: «С электрокарами будет то же самое, что и с телефонами: ходили-ходили все с кнопочными, раз – и уже все со смартфонами»
Фото: Ассоциация цифрового развития Краснодарского края
Руководитель Ассоциации цифрового развития Краснодарского края Сергей Грабский в разговоре с «КН» рассказал, как технологии уже

– Сергей Сергеевич, Ассоциация цифрового развития – это ведь не только про программное обеспечение и разработку IT-решений. К примеру, у вас в ведении есть BIM-проектирование – что это за технология и какие у нее перспективы?

– Технология действительно новая, комитет по этому направлению появился в нашей структуре не так давно. Смысл – в построении виртуальной трехмерной модели здания. Это гораздо эффективнее, чем проектирование по старинке – на листах: на 3D-модели нанесены все сети, все архитектурные решения, понятна их взаимосвязь. Да, такое проектирование будет процентов на 20 дороже, чем классическое, но оно гарантирует, что на этапе строительства и эксплуатации не вылезет внезапных ошибок – они просто изначально невозможны.

К примеру, если при классическом проектировании не работает какая-то камера, инженеру надо разбирать всю сеть, чтобы понять, где ошибка. В случае с BIM-проектированием все уже отрисовано и увязано в систему.

Перспективы и эффективность этой технологии настолько велики, что в марте 2023 года должна была вводиться норма о том, чтобы все гособъекты стали проектироваться в BIM. Но в силу осложнившейся ситуации внедрение отодвинули на 2024 год.

– То есть мы все равно придем к этому?

– Неизбежно. Наша задача – перевести не только гособъекты, но и девелоперов на этот вид проектирования. Сейчас строительный бизнес неохотно работает с этой технологией, потому что она удорожает проектирование. Доводы о том, что эта переплата потом позволит кратно сэкономить при строительстве и эксплуатации, не сильно работают. Такая специфика бизнеса: хочется сэкономить и здесь, и вот тут, и потом еще вот тут. Но в конечном счете все это скажется на качестве жизни потребителей.

Мы хотим организовать отдельную площадку на краснодарской выставке «YugBuild» и планомерно доносить преимущества новой системы до специалистов-проектировщиков. Конечно, они максимально не хотят переучиваться, им комфортно в технологиях 20–30-летней давности. Это психология – по старинке всегда комфортнее. Поэтому впереди большая работа, в которую включатся и проектные институты, и застройщики, и органы госвласти, и надзорные органы.

Кубань стала одним из первых региональных представителей портала «Единый ресурс застройщиков».
Кубань стала одним из первых региональных представителей портала «Единый ресурс застройщиков».
Фото: Ассоциация цифрового развития Краснодарского края

– На этом основан проект «Умный город»?

– Не совсем, но комитет по «умным городам» тоже есть в структуре нашей ассоциации – это 42 эксперта по самым разным направлениям. Здесь мы плотно работаем с краевым департаментом информатизации и связи. «Умный город» – по сути, это интеллектуальная система: и транспорт, и остановки, и лавочки, и «умные дома», и программы, которыми пользуются управляющие компании в таких домах. «Умные города» рейтингуются по уровню IQ: у Краснодара, Сочи, Новороссийска уже сейчас хорошие места. Анапа скоро, думаю, тоже ворвется в рейтинг. Он составляется таким образом, что, если кто-то занимает более высокую позицию, остальные – опускаются, то есть, если просто держать уровень и ничего не делать, произойдет откат назад – это главное правило цифровизации.

– «Умный дом» – это часть «умного города»? В чем специфика таких домов и чем они привлекательнее для строительных компаний и потенциальных жильцов?

– «Умный ЖК» будет лучше продаваться и лучше зарабатывать – это аксиома, потому что новые системы будут генерировать добавленную стоимость. А востребованность со стороны потребителей будет только увеличиваться. Поэтому таких новостроек будет появляться все больше и больше.

«Умный дом» – это то, что ждет всех нас уже завтра. Даже сейчас много людей строят цифровой комфорт внутри своих квартир: автоматизация процессов, бесконтактное управление – голосовое или через смартфон, умные выключатели, розетки, свет, техника... Но систему можно также погрузить внутрь самой новостройки.

– Как это будет выглядеть?

– К примеру, вход без ключей – по Face ID. Въезд через считывание автомобильных номеров. Уход от счетчиков – это вообще больная тема: в 2022 году мы должны каждый месяц куда-то заглядывать и какие-то данные куда-то подавать – как это вообще возможно? Притом что у нас уровень цифровизации – один из самых лучших в мире: в сфере госуправления, в банковском секторе. Это не бравада, я сталкивался с мобильными приложениями европейских банков – на них без слез не взглянешь, такое ощущение, что у них нет конкуренции. Помимо этого, отлично развиты наши сотовые операторы. Их уровень сервиса, цена Мбит/с – они в лидерах даже в сравнении с иностранными, за эти направления действительно не стыдно.

А в домах этого нет. Хотя может быть! Заходим в приложение дома, галочку везде поставили – оплатить! – и все. А счетчики изначально цифровые, никаких лишних заморочек.

Будущее рынка недвижимости - за новыми технологиями как в проектировании, так и в строительстве
Будущее рынка недвижимости - за новыми технологиями как в проектировании, так и в строительстве
Фото: Ассоциация цифрового развития Краснодарского края

– Как покупателю понять, насколько «умным» будет его будущий дом?

– Единый реестр застройщиков сейчас ввел классификацию домов по степени «умности», где «Е» – это базовый уровень, «А» – полностью цифровой ЖК и цифровая квартира. Мы каждую пятницу обсуждаем критерии на федеральных совещаниях, я вхожу в экспертную группу по этому направлению.

«Аппетиты» растут: к примеру, раньше только классу «В» было присуще усиление сотового сигнала в парковке и в лифтах – хотя это должно начинаться с «Е» класса, потому что это копеечные деньги для застройщика и совершенно другой комфорт для жителей. Сейчас в стране всего 128 классифицированных домов, только один дом в Кирове задекларирован с категорией А.

Система, по сути, та же, что и с классификацией гостиниц. «Пять звезд» – это всегда дороже, но есть понятный набор услуг, за которые стоит переплачивать.

Наша ассоциация подписала соглашение с Единым реестром застройщиков о сотрудничестве на территории ряда регионов – в Краснодарском крае, Ставрополье, Крыму, Ростовской области и Адыгее. Мы будем заниматься классификацией и продвижением «Умных домов». В Краснодаре, например, уже есть дома, которые классифицировались. «Родные просторы», «Ролклиф», «Девелопмент-Плаза». Пока это единичные случаи, но надо понимать: в Краснодарском крае поднятие класса очень быстро произойдет по простому принципу – очень высокая конкуренция. И как только появится у кого-то реализованный проект, остальные подхватят, чтобы не оказаться за бортом покупательского интереса.

Нашим компаниям в крае есть что предложить застройщикам. Одна из фирм, например, сейчас создает программу, которая будет работать с «умными новостройками» и с управляющими компаниями. В основном такие программы федеральные. Надеюсь, у коллег все получится и наши застройщики будут использовать кубанское программное обеспечение.

«Умный дом» – это, по сути, уникальная возможность нашим же застройщиками инвестировать в наши айти-компании.

– В последнее время все популярнее становятся электрокары. Насколько развит этот рынок в нашем регионе?

– Сегодня это какой-то микропроцент. По всей России, насколько я знаю, меньше половины процента всех автомобилей – электрические (0,04 процента. – Прим. ред.). Был такой замкнутый круг: нет зарядок, потому что нет достаточного количества электромобилей. А электромобили не покупают, потому что их негде заряжать. Государство вмешалось, разорвало этот круг федеральной субсидией, и Краснодарскому краю удалось заявиться на 85 зарядок.

Вопрос экологически чистого транспорта особенно важен для Краснодарского края, ведь мы – курортный регион, а этот альтернативный транспорт не наносит вреда экологии. Размещение детально продумывали, чтобы жители и гости региона могли путешествовать комфортно. В этом году появились 89 зарядок-заправок, в том числе – на федеральной трассе М4 «Дон», от самой Ростовской области до Новороссийска.

В этом году в целом по России рынок электрокаров сильно вырос. За семь месяцев – процентов на 40. Наш край – на четвертом месте в стране по количеству таких «электричек» (впереди – Москва, Приморский край, Иркутская область. – Прим. ред.).

– Чтобы доехать на электрокаре из Краснодара, например, в Москву, сколько раз надо будет заряжаться?

– В зависимости от марки автомобиля – три-пять раз. Все зарядки есть на карте, есть быстрые, есть медленные. На стандартной зарядке «до полного» можно зарядиться за несколько часов, а на быстрой – за 40 минут-час. Такой зарядки хватает километров на 400 – здесь опять-таки все зависит от марки и комплектации электрокара. Я считаю, этого достаточно: если едешь куда-то долго, вполне разумно размяться через несколько часов дороги – выпить кофе, отдохнуть. Я и сам сейчас активно присматриваю электромобиль.

Уровень цифровизации в России, по мнению Сергея  Грабского, – один из самых лучших в мире.
Уровень цифровизации в России, по мнению Сергея Грабского, – один из самых лучших в мире.
Фото: Ассоциация цифрового развития Краснодарского края

– Насколько перспективна эта технология? Можно ли сказать, когда мы все пересядем с бензиновых и дизельных двигателей на электрические?

– Когда будет достаточное количество зарядок, с электрокарами будет то же самое, что когда-то было со смартфонами. Ходили-ходили все с кнопочными, раз – и уже все со смартфонами. Так произойдет и с электромобилями – как только их накопится критическая масса, все начнут обращать на них внимание. Тогда будет следующий вопрос – сколько надо людям времени, чтобы накопить на такую машину.

– Сколько стоит сейчас средний электрокар?

– Разброс большой – начиная от двух миллионов до 20 миллионов рублей. Правительство, кстати, недавно утвердило документ, в рамках которого покупатель может возместить 25 процентов стоимости электромобиля, но только в том случае, если он произведен в России.

Сейчас за три миллиона рублей можно купить нормальный китайский седан – у «китайцев» нет проблем с электронной составляющей. В их бензиновых вариациях есть проблема с надежностью агрегатов, но в электрокаре все это гораздо надежнее: рекуперация, небольшая нагрузка… Те же самые тормозные колодки первый раз менять придется на пробеге в 120 тысяч километров! Когда говорят, что в электрокаре почти нечему ломаться, это правда.

В октябре депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края приняли поправки, которые позволяют электрокарам бесплатно парковаться на платных парковках, оснащенных зарядными устройствами. Но открывается новая проблема – идентификация электромобилей, ведь какого-то реестра электромобилей нет.

Краевой фонд развития инноваций провел хакатон, где команды разработчиков за 48 часов должны были создать свои варианты «Паспорта электромобиля». По сути, это система передачи данных в реестр, а как итог – предоставление бесплатной парковки. Победила команда, которая презентовала жюри готовое мобильное приложение, позволяющее владельцу добавить свой электромобиль в специальный реестр, а муниципалитету – корректно штрафовать автомобили с двигателем внутреннего сгорания, если они припаркованы на зарядных станциях.

– То есть электрокар можно парковать бесплатно где угодно?

– К сожалению, нет. Пока только возле мест, где находится зарядка. Но мы хотим здесь пойти по примеру Москвы, чтобы электрокары можно было везде парковать бесплатно. Кроме того, электрокары мощностью до 150 лошадиных сил сейчас не облагаются налогом. Мы прорабатываем вопрос, чтобы сделать электрокары вообще безналоговыми. То есть паркуемся, где угодно, не платим налог за машину – это должно способствовать росту количества электромобилей. Сейчас основная задача – дать возможность для ускоренного роста, чтобы люди распробовали электромобиль, нарастить критическую массу, дальше популярность будет развиваться сама по себе. Потом можно хоть обратно все вводить – люди уже не откажутся от комфортного и экономичного транспорта.

– Противники идеи электротранспорта говорят, что не особенно-то он экологичен, ведь необходимые для зарядки киловатты надо где-то взять, условно – что-то сжечь.

– В это нет проблемы. Если электростанция, например, находится в 100 километрах от города, природа свободно переработает выбросы. Когда в городе тысячи машин сжигают топливо, это гораздо проблематичнее для атмосферы. При этом у зарядных станций не должно быть никаких природоохранных зон, как у топливных заправок. «Зарядку» можно поставить куда угодно – и никаких рисков.

– Но опять же Краснодарский край – регион энергодефицитный. Насколько перспективно дополнительное потребление энергии?

– Это бизнес. Люди заправляются небесплатно. Значит, кому-то выгодно продавать, кому-то выгодно транспортировать, кому-то выгодно вырабатывать. Закон рынка должен сработать.

Показать еще