Кубанские Новости
Общество
Анастасия Зинченко

Сергей Мурзин: «В фильме «Брат» есть ответы на вопросы, которые и сегодня волнуют людей»

Сергей Мурзин: «В фильме «Брат» есть ответы на вопросы, которые и сегодня волнуют людей»
Кадры из фильма "Брат"
Фото: frontend.vh.yandex.ru
Актер, сыгравший Круглого в фильме "Брат", поделился воспоминаниями о съемках кинокартины и рассказал о своем творчестве.

Культовому фильму Алексея Балабанова «Брат» исполнилось 25 лет. Мы пообщались с Сергеем Мурзиным актером театра и кино, исполнителем одной из самых ярких ролей – бандита Круглого о пробах и съемках, в целом об актерском мастерстве и современном кинематографе.

Сергей, расскажите, как проходили ваши пробы для этого фильма? Как вы вообще о них узнали?

– Узнал очень просто. Мне позвонили – сейчас это называется агент, а раньше это был просто служащий актерского отдела Ленфильма – и сказали, что Алексей Балабанов приглашает на пробы нового фильма. Хорошо, говорю, это интересно, как одеваться? Говорят: оденься поприличнее. Ну, и я надел на себя тогда все, что у меня было тогда приличного. Это был 1996 год, тогда в моде были длинные пальто. У меня было длинное пальто темно-синего цвета, был пиджак кирпичного цвета, ну и, естественно, белая рубашка, галстук – в общем, все то, в чем зрители видели меня в фильме «Брат».

Я дождался своей очереди, вошел в кабинет и Алексей Балабанов, увидев меня, сказал: «О, вот он – Круглый». Так я познакомился с Балабановым.

Кадры из фильма "Брат"
Кадры из фильма "Брат"
Фото: www.kinoafisha.info

– Почему так получилось, что играли в своей одежде?

– Ну, наверное, потому, что на мне было надето то, что было самым популярным среди населения. Это было модно, это было стильно. Перед пробами я посмотрел фильм Балабанова «Бакенбарды», мне очень понравилось: очень стильный, глубокий фильм. И я решил одеться так, чтобы произвести на Балабанова впечатление. Ну, видимо, мне это удалось. Так что первое появление Круглого в кадре – «Кто в Москве не бывал, красоты не видал» – это мой костюм, в котором я пришел на пробы.

До этого я вообще не знал, о чем будет история, какие персонажи. Просто услышал от Балабанова, что, мол, вот он, Круглый, и так стал Круглым.

Мы сели, поговорили полчаса - минут сорок. Он объяснил – кто это такой, спросил, согласен ли я. Я ответил, что согласен, почему нет.

– А пословицы, которые сделали вашего персонажа одним из самых ярких и запоминающихся, были изначально по сценарию или это ваша инициатива?

– Нет, это не моя инициатива. Алексей Балабанов задумывал своего персонажа таким – балагуром, весельчаком. Но при этом он очень жесткий человек, совершенно спокойно может человека убить, заказать. Если ему будет выгодно, то и маму родную зарежет. Человек без комплексов, без совести.

Поговорки были прописаны в сценарии, заявлены Алексеем, но он не знал, в какой момент их вставить. И когда шли съемки, Балабанов сидел на площадке с большим сборником русских пословиц и поговорок. Как сейчас помню – кожаный переплет, достаточно дорогой, с золотым теснением, на котором написано «Русские пословицы и поговорки».

Пленки было в то время мало, она была дорогая, поэтому мы очень много репетировали. И во время репетиции, он говорил: «А попробуй вот эту поговорку, а теперь – вот эту». И то, что, на его взгляд, казалось приемлемым и отражало суть персонажа и подчеркивало глубину сцены, и вошло в фильм.

– Как вы относитесь к тому, что слова вашего героя цитируют? Часто ли вы слышите такое, и какие эмоции у вас это вызывает?

– Когда что-нибудь происходит в стране, обязательно в соцсетях появляется мем с изображением Круглого и с какой-нибудь его пословицей. Если это все пошло в народ, значит, это действительно популярно. И это здорово, что нам удалось это сделать. Как думаете, когда вас цитирует президент Российской Федерации, какие могут быть эмоции? Владимир Владимирович Путин процитировал Круглого несколько раз. Это говорит о том, что он тоже смотрит этот фильм, и ему тоже нравится.

– Как часто вы сами пересматриваете этот фильм?

– Ну, каждый год пересматриваю. Каждый год я вижу что-то новое для себя, потому что время же не стоит на месте, оно меняется, оно течет, и со временем ты переосмысливаешь какие-то вещи, видишь сейчас их по-другому.

Почему фильм стал культовым? На мой взгляд, потому, что в нем есть ответы на вопросы, которые и сегодня волнуют людей.

– Как проходили съемки фильма? Что-то запомнилось лично для вас?

– Съемки проходили весело, задорно, хотя это была осень, питерская слякотная осень.

Запомнились съемки сцены в бане. Она снималась рано, около пяти часов утра. Что можно съесть утром в четыре утра, когда ты просыпаешься и едешь на съемочную площадку? Естественно, все это было с голодухи. А пиво, которое пил в кадре Круглый, было настоящим.

Вообще актеры не пьют настоящий алкоголь в кадре. Только разведенные напитки. Но здесь было настоящее пиво, потому что, видимо, спонсором выступала пивная компания, она только появилась.

Мы выстроили сцену, начали репетировать. И Балабанов говорит: «Пей, мне нужно, чтобы было видно, что человек отдыхает, ему хорошо». Ну, я и пью. Копченого леща принесли. Мы репетировали, они поправляли свет, поправляли фон. И мы продолжали репетировать, я продолжал пить это пиво.

Пиво, которое пил Круглый в кадре, было настоящим.
Пиво, которое пил Круглый в кадре, было настоящим.
Фото: pulse.mail.ru

А Балабанов с оператором Астаховым внимательно смотрели за моими глазами, как потом выяснилось. И потом один другому: ну вот, видишь, глаза «пошли», давай будем снимать.

Мы сняли с нескольких дублей эту сцену с разных ракурсов. Время семь утра, мы успеваем на следующую локацию для съемки – а я встать не могу. За эти два часа я выпил практически ящик пива, и мне было очень плохо, я им траванулся.

С тех пор я пиво не очень. Особенно с копченым лещом. Это был хороший опыт. Я понял, почему нельзя пить алкоголь на съемках. Лучше пить воду.

– Какие сцены, кроме этой, были для вас самыми сложными?

– Была еще сцена, которая врезалась в память. Это финальная сцена Круглого, когда Данила входит, сначала выстреливает, а потом кричит: «Всем лежать мордой в пол!» Балабанов говорит пиротехнику, который работает на этой картине: «Не заряжай два ствола, заряди ближний ствол». А пиротехники наши любимые все время хотят сделать все лучше. А лучшее – враг хорошего. Он зарядил оба ствола. И когда Сергей выстрелил, а расстояние было полтора метра, я успел только руками лицо закрыть, чтобы не обожгло. Мои руки были немного посечены. Зато получилось очень естественно.

– В любом фильме есть эпизоды, которые хочется пересматривать. Какие эпизоды из «Брата» ваши любимые?

– Мне фильм «Брат» нравится весь. Во-первых, потому что мы были молодыми. Там снимались ребята, с которыми мы до сих пор общаемся, дружим, встречаемся. Мне этот фильм дорог, как память по тем временам.

Нет каких-то особенно любимых сцен. Есть ностальгия по тем временам, по тому Ленинграду, который там показан. Петербургом это назвать сложно, на мой взгляд, там был изображен Ленинград. Мне кажется, что если внимательно посмотреть на фильм, то главные герои – это не Данила, не его брат и не Круглый – а сам город, та атмосфера, те люди.

Действительно, вспоминаешь – да, оно так и было. Сейчас этого нет, многих мест из фильма даже нет.

– Как вы считаете, почему фильм стал культовым и цитируется до сих пор? Что на это повлияло: набор актеров, сценарий, работа режиссера или сама идея фильма?

– Насколько я знаю, Алексей Балабанов писал это сценарий под Сергея Бодрова. И других актеров он даже не рассматривал. Так же, как и на роль Татарина он хотел взять только Сухорукова Витю и больше никого. Я думаю, что не получилось бы фильма без Бодрова и без Сухорукова. Так сложились звезды, и я попал на роль. Попади туда какой-то другой актер – и фильм был бы немного другим, но то, что главный герой – Сережа Бодров – это сто процентов.

– Многие пишут о том, что вы прославились, благодаря отрицательным ролям. Как лично вы относитесь к такому мнению? Ведь вы играли не только отрицательных персонажей. Насколько мне известно, в начале своего творческого пути вы вообще были членом трупы детской филармонии и выступали для маленьких зрителей в качестве персонажей известных детских сказок.

– Да, у меня было много положительных и при этом главных ролей. Другое дело, что положительные герои – менее запоминающиеся вообще по своей природе.

Самый яркий образ победы отрицательного героя над положительными – это небольшой новогодний спектакль, с которым мы ездили по детским учреждениям, детским садам. В одной из таких «елочек» я играл Бабу-Ягу. Детки меня прогоняли, я быстро переодевался и выходил к ним в образе Деда Мороза. Победа торжествовала. Так вот в одной из школ, в которой мы выступали, Баба-Яга решила пойти не по сценарию, сделать гадость. Она говорила: «Не будет у вас елочки, украду у вас Новый год». Я ходил по залу в образе этой Бабы-Яги и общался с детьми. И в один из моментов, когда я повернулся спиной, меня кто-то ударил по голове. Поворачиваюсь – стоит мальчик, второй или третий класс, с деревянной палкой от спинки стула. Я это обыграл – закричал, убежал, дети обрадовались. Но когда пошел переодеваться и снял парик, понял, что он мокрый. Оказалось, что мальчик мне просто рассек голову.

Это говорит о том, что отрицательные персонажи вызывают бурю эмоций у зрителей, они больше запоминаются. Я не страдаю от того, что мне дают играть отрицательных героев, мне нравится их играть. Вообще нет отрицательных или положительных героев, есть герои, которые попадают в те или иные жизненные ситуации. И моя задача, как актера – оправдать свое героя, сделать его человечным, симпатичным, чтобы зритель ему поверил.

Сергей считает, что актерское мастерство - это 99,9% труда и всего 0,01% таланта.
Сергей считает, что актерское мастерство - это 99,9% труда и всего 0,01% таланта.
Фото: Андрей Чистяков

– Актерами рождаются или ими все-таки становятся?

– У нас говорят, что 99,9 процента – это труд. И только одна сотая процента – это талант. Я видел очень много талантливых людей, которым пророчили очень большое будущее в этой профессии. Но люди не трудились, и в результате быстро загорелись, и, быстро сгорев, ушли, их уже никто не помнит, хотя в свое время они были очень популярны. Актерское мастерство – ежедневный большой труд, 24 часа в сутки, было бы 26 – наверное, работали бы 26.

– Почему вы решили преподавать актерское мастерство?

– Я сейчас работаю в Санкт-петербургском государственном институте культуры заведующим кафедрой режиссуры и актерского мастерства. Почему я решил стать педагогом? Один мой приятель, который занимался педагогикой, однажды, лет 12-13 лет тому назад, позвонил попросил его подменить на два занятия. Он работал в какой-то частной школе. Я согласился. Мне стало интересно, да и временя было свободное. Я пришел, познакомился с ребятами, мы начали заниматься. И мне понравилось, да и им тоже.

Вот знаете почему хорошо работать со студентами? Я отвечу словами одной зрительницы, которая приходит каждый год на дипломные спектакли в наш институт. Она сказала, что это интересно, это новый взгляд на классические произведения, которые в театрах ставят режиссеры со своим видением. Тут показывают простые истории, рассказанные простым языком. Самое главное – такие спектакли ты больше никогда не увидишь.

В работе с молодежью всегда есть место эксперименту, в хорошем смысле этого слова. И ребята сами выходят на эти эксперименты, предлагают какие-то вещи, о которых я бы не подумал в силу возраста. Это всегда интересно.

– Хороший актер всегда может стать хорошим педагогом? И наоборот: хороший педагог – изначально всегда хороший актер?

– Хороший актер – не всегда хороший педагог. Хороший педагог может быть хорошим актером, но не значит, что он должен им быть. Тут зависит от того, кто какие приоритеты ставит. Мои коллеги часто меня спрашивают: «Как ты можешь преподавать?», говорят: «Я бы не смог». Ну, не знаю, я уже не первый курс выпускаю, и это интересно, прежде всего. Студенты, будущие актеры, узнают о профессии больше, общаясь со мной, как с действующим актером и режиссером. Для меня, как для актера и педагога, тоже интересно наблюдать за ними, потому каждый год приходят студенты всегда разные.

– Советуете ли вашим студентам смотреть фильмы с вашим участием? Может быть, разбирали вместе с ними фильм «Брат»?

– Недавно вот как раз на занятиях разбирали этот фильм по персонажам, по актерским возможностям. Они много интересного для себя подчерпнули, и много интересного высказали.

– Назовите свои любимые российские фильмы.

– Фильм «Брат» мы не берем – он вообще на отдельной полочке лежит. Мне нравится фильмы советского периода – это «Щит и меч», мне нравятся практически все фильмы с Олегом Далем, мне нравятся «Семнадцать мгновений весны», фильмы Гайдая, мне нравится «Любовь и голуби», разобранный на цитаты. Из постсоветского мне нравится «Бандитский Петербург», «Убойная сила» – и это не потому, что я там снимался.