Кубанские Новости
Общество

Куклы могут мстить: директор кукольного театра рассказал всю правду о закулисье

Куклы могут мстить: директор кукольного театра рассказал всю правду о закулисье
Роман Соколовский
Фото: Станислав Павлов
Сочинец Роман Соколовский и его театр кукол «Саквояж» известны далеко за пределами курорта. Неизменные участники городских и региональных праздников, лауреаты различных конкурсов и фестивалей, артисты уже давно завоевали любовь и признание жителей и гостей города.

От бабочки до «Саквояжа»

Началось все давным-давно, когда дедушка водил маленького Рому в сочинский парк «Ривьера» на гастроли кукольных театров со всего Советского Союза. Спектакли производили на мальчика неизгладимое впечатление, и вскоре ему стало интересно, почему оживают куклы и как изнутри устроен мир театра.

– Мы с другом стали знакомиться с артистами разных театров: магнитогорского, челябинского, львовского. Они к нам очень хорошо относились, пускали за кулисы посмотреть спектакли, а иногда даже разрешали водить кукол. Помню, в спектакле «Золотой цыпленок» мы водили бабочек и оживляли петуха, – вспоминает Роман Соколовский. – Со временем мы решили сделать что-то свое. В итоге организовали свой театр: во дворе натягивали простыню и показывали кукольные истории соседским детям и всем прохожим.

Фото: Станислав Павлов

Позже в жизни Ромы появился театральный кружок в Доме пионеров, где опытные преподаватели объяснили, чем различаются перчаточные и тростевые системы управления кукол, как правильно с ними работать, что такое грядка на профессиональном сленге (передняя часть ширмы. – Прим. ред.) и многое другое.

Спустя время Рома поступил в Сочинское училище искусств. После выпуска решил создать с однокурсниками свою труппу – микс кукольного и драматического театра. Так родился театр кукол «Саквояж», который в 2024 году отметит 25-летие.

Оранжевый халат и крыса Шушуня

Сегодня в репертуаре театра около 30 спектаклей, в которых задействованы более 200 кукол. Однако до сих пор Роман помнит самую первую, которую он в детстве сделал собственными руками.

– В одном спектакле я увидел отрицательного персонажа Футы-Нуты, который всем очень нравился. И решил сделать себе такую же куклу, – с улыбкой рассказывает руководитель театра. – Я нашел дома пенопластовый шарик, оранжевый халат и оранжевую краску и из этого создал своего первого героя. Когда мои родные это увидели, были немного шокированы. Все в квартире было в краске, халат был испорчен. Мне еще долго это вспоминали, но зато стали покупать специальные наборы, из которых я продолжил мастерить кукол. Потому что тогда уже стало понятно, что я не остановлюсь, мне это дело нравится и я буду им заниматься.

Позже Рома из своего старого свитера сделал еще одну из своих самых любимых кукол – крысу Шушуню. Ее образ юному театралу навеяло известное телевизионное «Маппет-шоу». К слову, крыса до сих пор жива и здорова, находится в музее истории города Сочи, чем ее создатель очень гордится. На экскурсиях о курорте сотрудники музея рассказывают про театр «Саквояж» и показывают Шушуню, которая является его маленькой частицей.

Фото: Станислав Павлов

Всех кукол Роман и его коллектив делают своими руками. Сами придумывают образ персонажа, внешние данные, цветовую гамму и систему управления. Артисты не опираются на фильмы или иллюстрации других авторов, только на собственные идеи. Ведь театр кукол должен быть индивидуален, со своим лицом.

– Куклы для меня являются чем-то родным, как дети. Мы не нянчимся с ними, но разговариваем. Каждая из них со своим характером, иногда капризничают. Надо уметь с ними договориться, найти общий язык, – откровенничает Роман. – Если к кукле относиться небрежно, бросить, оставить запутанную, она отомстит на следующем спектакле: может оборваться или многого не сделать. Персонажи, которые участвуют во многих спектаклях, которых видят многие зрители, впитывают энергетику актеров, детей. Театр кукол – очень живой вид искусства, и относиться к куклам как к предмету нельзя. И мы так не относимся. Мы относимся к ним с большой любовью, и они нам отвечают тем же.

Елочка, гори

Выступления «Саквояжа» проходят каждые выходные. Несколько раз в год выходят премьеры. Темы спектаклей самые разные, потому что коллективу очень многое хочется рассказать своим зрителям. Недавно в репертуаре появились спектакли для взрослых, например, байопик о жизни известной артистки Людмилы Гурченко «Люся лайф». О том, как хрупкая женщина, пережив войну и предательство, осталась человеком.

– Я считаю, что театр должен нести нечто масштабное, светлое, поэтому у нас нет скандальных «желтых» спектаклей. С детьми мы говорим простым языком о взрослых вещах: о любви и семье, что надо беречь своих родных и друзей, помогать им, ценить и уважать друг друга. Это банальные вещи, но без них не обходится в жизни ни один человек, – уверен Соколовский. – Театр кукол зачастую становится первым театром, куда приходит человек. На нас лежит большая ответственность, чтобы не отпугнуть ребенка, а показать, что жизнь бывает разная, временами сложная, но все будет хорошо. Поэтому мы тщательно подходим к текстам, музыке, чтобы привить нашим маленьким зрителям хороший вкус. Например, в спектакле «Сказки Пушкина» у нас полностью текст Александра Сергеевича, чтобы донести до детей красоту и простоту его речи. А в «Каштанке» наоборот, нет ни слова, в расчете на то, что после просмотра человек возьмет книгу и сам прочтет это потрясающее произведение Антона Павловича Чехова.

Фото: Станислав Павлов

К новому году «Саквояж» подготовил новую сказку «Фабрика лунных чудес». Это космическое путешествие вместе с Луняшками, Дедом Морозом и Снегурочкой. К слову, с новогодними спектаклями у артистов связано немало забавных историй.

– Помню, был спектакль с большими ростовыми куклами, где я играл и Кощея, и Снеговика, и Лешего, – рассказывает Роман. – То есть мне приходилось заходить за кулисы и быстро переодеваться из одной куклы в другую. И однажды 1 января куклу Лешего на меня надели задом наперед, и отверстие для глаз оказалось сзади. И вот так я отработал спектакль, абсолютно не видя, куда иду. Меня водил по сцене Иван-дурак. Потом мы с коллегами очень смеялись, но в тот момент мне было совсем не смешно, я переживал, что упаду со сцены. А однажды на новогоднем спектакле неожиданно уснул главный герой торжества – Дед Мороз. Вышел на сцену, сел на стул и заснул. Пришлось с ним общаться как с манекеном и передавать детям просьбы от него.

Еще на одном спектакле на новогодней елочке очень долго не включалась яркая гирлянда. Уже и дети много раз прокричали «елочка, гори», и электрик что-то постоянно крутил в щитке за кулисами, но – никак. Чудо случилось, когда все уже отчаялись, и это действительно стало настоящим праздником для малышей.

Несмотря на усталость от бесконечных новогодних праздников, у Романа и его коллектива в это время всегда хорошее настроение. Артисты понимают, что имеют непосредственное отношение к самому волшебному празднику, в котором витает сказочный дух.