Подполковник милиции в отставке, участник боевых действий в горячих точках и многодетный отец Николай Твердохлебов стал знаменитым на всю Россию коллекционером еще в начале 2000-х. Но собирать оружие начал, еще когда был школьником.
– Будучи пацаном, помогал бабушке копать огород и часто находил гильзы, пули, наконечники от стрел, части оружия. Найденное собирал и бережно хранил. С этих находок все и началось, – рассказал он. – Тогда мне, как и всем пацанам, было очень интересно рассматривать находки, изучать их. Это всеобщее увлечение мальчишек определенного возраста, которое многие перерастают впоследствии. А я – нет. Я так пацаном и остался в душе: видно, не наигрался еще.
Впрочем, несмотря на шутливое замечание, Николай относится к своему хобби очень серьезно. Да и может ли быть иначе, если собираешь не фантики от конфет, а настоящее оружие?
Как истинный коллекционер, с пониманием того, чем занимаешься и зачем, Николай Твердохлебов «родился» примерно к 25 годам. Тогда же решил, что будет собирать именно оружие народов Кавказа и казачества XIX века.
В доме Твердохлебовых есть специальная комната, где хранится большая часть уникальной коллекции. Все четыре стены в ней украшают винтовки, шашки, булавы. Они висят на специальных деревянных держателях. Внизу стоят шкафы с выдвижными неглубокими ящиками, как в музее. В каждом из них хранятся мини-коллекции предметов старины.
– Здесь лежат детские кинжалы, здесь – наконечники для стрел, в этом ящике – газыри, еще есть казачьи нагайки разные. А вот и каменные топоры эпохи неолита. Кстати, это одни из самых древних предметов в моей коллекции, – рассказал хозяин, выдвигая разные ящики.
При этом он может взять любой предмет в руки и прочитать о нем целую лекцию: когда был произведен, из чего, для чего, где был найден, в чем уникальность и так далее. Как, например, он рассказывает про уникальные подсвечники, сделанные из настоящих штыков винтовок.
Отдельный ящик в шкафу занимают железные детали от оружия, найденные в земле. Признаться, они мало напоминают опасные предметы – сильно поржавели, поломаны. Но Николай безошибочно распознает в них штык, кинжал или что-то подобное и добавляет, что такими непрезентабельными их сделали время и земля, в которой оружие лежало десятки лет.
– И это только предметы времен Великой Отечественной войны. А представляете, в каком виде до нас доходят железные вещи из более ранних эпох? Поэтому все разговоры о том, что кто-то нашел в хорошем состоянии железные штыки или винтовки в курганах, у меня вызывают только улыбку. Так не бывает, – утверждает коллекционер.
Куда ни упадет взгляд в «хранилище», везде – кинжалы, ружья, винтовки, шашки. Кажется, чтобы пересчитать их и дня не хватит: так много. И Николай подтверждает эту догадку:
– Я никогда все не пересчитывал. Во-первых, это бессмысленно, так как коллекция «живая» и постоянно меняется: что-то продаю, что-то покупаю, отправляю на выставки в музеи. Во-вторых, как это сделать? Откуда столько времени взять? Да и зачем? Ведь не в количестве дело.
Впрочем, если хоть какой-то предмет пропадет, его исчезновение хозяин сразу заметит. Как, например, иногда замечает, что после выставки в музее, оружие вернулось не в том виде, в каком отправлялось. Какие-то детали теряются в пути.
Николай Твердохлебов также обращает внимание, что из огромного количества ценных предметов, имеющихся в наличии, у него нет одного любимого или особенно ценного.
– А вы спросите у любого родителя, какого ребенка он любит больше. Что он вам ответит? Вот у меня семеро детей – четверо сыновей и три дочери – и все они мной горячо и одинаково любимы. Так и с оружием, которое я собираю, – для меня ценен каждый экземпляр, – сказал он.
Николай собирает старинное оружие всю сознательную жизнь, изучает историю, обменивается знаниями, ценными находками и предметами собственной коллекции. Конечно, слава о нем вышла далеко за пределы родного поселка. За консультацией или с предложением купить ценный предмет нередко поступают обращения не только от жителей края, но и из других регионов.
Хотя, говоря откровенно, не всегда эти предложения могут заинтересовать коллекционера. Например, несколько лет назад он узнал, что у пожилого земляка – потомка казака – хранится ценный офицерский кинжал Кубанского казачьего войска образца 1904 года. Николай мечтал его приобрести, но упрямый пенсионер отказывался даже называть цену. А потом неожиданно принес раритет сам и предложил купить. Только вот ценности в этом предмете уже почти не осталось. Оказалось, что однажды дедушка решил доказать кому-то, что такими казачьими кинжалами можно гвозди рубить. И лично провел эксперимент. Такого варварства старинное оружие не выдержало и сломалось.
– Кто-то сварил кинжал грубой сваркой. Но в таком состоянии вещь мне уже не нужна, – рассказал Николай.
Так получилось, что о коллекционере из Ильского больше знают за пределами края, чем в родном поселке. Впрочем, тем, кто проявляет интерес к старинному оружию, не составит труда познакомиться с Твердохлебовым. Он открыт к новым знакомствам, общению с интересными людьми и знатоками оружия.
Но пускать в дом посторонних людей, водить экскурсии категорически отказывается. Говорит, что для этого есть официальные музеи.
– У меня коллекция ценная, многие экземпляры трогать руками нельзя, им требуются особые условия хранения. К тому же некоторые люди любят «смотреть руками», без спроса прикасаются к экспонатам. А со старинным оружием так нельзя. Потожировые следы портят метал. После этого кинжал или саблю надо тщательно чистить, – рассказал Николай.
Поэтому всем желающим познакомиться хотя бы с частью коллекции ее владелец рекомендует внимательнее изучать сайты разных отечественных исторических музеев. Особенно раздел «новости». Николай регулярно отсылает свои экспонаты на объединенные выставки в Краснодар, Майкоп, Москву, Санкт-Петербург.
Чаще всего оружие из коллекции Николая Твердохлебова можно увидеть в выставках, организованных Краснодарским государственным историко-археологическим музеем-заповедником им. Е. Фелицына. С ним он успешно сотрудничает много лет и уже подготовил немало интересных экспозиций.
В Северском историко-краеведческом музее хранится несколько экземпляров старинного оружия, найденного на Кубани и когда-то попавшего в коллекцию Твердохлебова. Николай твердо убежден, что небольшим районным музеям надо обязательно помогать в плане пополнения фондов. Например, среди экспонатов, переданных в дар музею, есть казачья пика, найденная при разрушении старой хаты в поселке Ильскиом.
Кстати, в будущем коллекционер планирует часть своей коллекции старинного оружия передать на вечное хранение именно в музеи Кубани и России. Ведь чем больше людей будут знать свою историю, тем крепче будет их истинная вера и любовь к родине.