Кубанские Новости
Общество
Екатерина Баскакова

Студентки КубГУ создают приложение для людей с нарушениями слуха

Студентки КубГУ создают приложение для людей с нарушениями слуха
Влада и Елизавета в процессе подготовки к акселератору IMPOTRY.NET.
В «Пазл» можно будет не только выучить жестовый язык, но и найти единомышленников и друзей.

Студентка экономического факультета КубГУ Влада Петренко стала финалисткой Всероссийского конкурса «Инносоциум». Разработанное девушкой и ее коллегой Елизаветой Погореловой приложение по изучению языков жестов «Пазл» стало одним из главных претендентов на победу в номинации «Инклюзия».

По признанию Влады, это первый ее и Елизаветы серьезный проект. Конечно, были и учебные работы, и любительские, но своей аудитории они не находили.

То ли дело – «Пазл». Пожалуй, с самого начала было понятно, что приложение завоюет сердца членов жюри конкурса, ведь история его создания, предпосылки и цель не могут не трогать.

Особенная смена

Летом девушки работали в лагере вожатыми и столкнулись с особенными детьми, в том числе, с детьми с нарушениями слуха.

– У Лизы в отряде была девочка, которой только недавно поставили слуховые аппараты. Такой ребенок требует больше внимания, с ней сложнее общаться. Лиза не знала языка жестов, поэтому в разговоре с девочкой ей нужно было четко проговаривать слова и не менять положения головы. Это достаточно трудно. Если бы мы на тот момент знали жестовый язык, все было бы гораздо проще, – рассказала Влада Петренко.

Позже, когда девушкам необходимо было определиться с темой для программы, они решили, что созданный проект обязательно должен быть полезным для тех, кто готов выучить новый язык ради того, чтобы полноценно общаться с особенными людьми.

Жест к жесту

Активно работать над проектом студентки стали в ноябре прошлого года с началом практического этапа акселератора IMPOTRY.NET. Тогда же Влада и Елизавета уже определились, как именно будет выглядеть их приложение и какие функции оно будет выполнять.

– В нашем приложении будет доступна возможность поиска преподавателей для индивидуальных занятий, возможность общения между пользователями приложения и другие функции. Приложение станет актуальным и для людей, не имеющих проблем со слухом. Ведь бывает сложно найти центры и приложения по изучению привычных для нас звуковых языков, – рассказала Елизавета.

Для девушек важно сделать действительно крутой продукт, который на выходе стал бы уникальным в своем роде приложением для полноценного изучения языков жестов.

– Мы хотим создать не просто словарь со словами и фразами, а полноценное приложение для изучения языков жестов, можно даже сказать – среду, где люди смогут находить преподавателей и собеседников, ведь непосредственное общение – важная составляющая обучения, – поделилась с нами Влада Петренко.

Бонус для желающих учиться

При этом авторы проекта не раз отмечали, что их приложение не заменит другие платформы для обучения новому языку, а станет эффективным дополнением к существующим центрам и школам, в которых изучение языка жестов подразумевает живое общение между человеком с нарушением слуха и профессионалом.

Приложение не должно отменять очного формата, совмещение различных способов обучения будет лишь в плюс. Не у всех есть возможность посещать курсы офлайн, в особенности это касается людей, которые живут не в городской среде или часто путешествуют. Так что использование приложение – отличная возможность обучаться в любое время и в любом месте.

Несмотря на то, что приложение будет служить дополнением к основному обучению языков жестов, студентки собираются привлечь в проект специалистов, которые составили бы программу изучения языка под формат приложения.

Чего еще ожидать?

– Наряду с видео-лекциями, будут специальные задания для закрепления пройденного материала, в том числе, в игровом формате. Кроме того, в приложении будут также словарь, алфавит, задания по топикам, обучение основной структуры языка и его особенностей, тренировочные видеоролики, возможность создания групповых видеочатов, возможность личного общения – видеочат и текстовое поле, возможность онлайн-занятий со специалистом и многое другое, – поделилась с нами Елизавета Погорелова.

Девушки также планируют создать отдельный блок для дошкольного возраста, который помог бы детям с нарушениями слуха обучиться языку жестов в игровой форме. В таком случае словарь, состоящий из текстового описания, будет заменен приятными картинками и иллюстрациями, нацеленными на создания у детей определенных ассоциаций.

– Будет также возможна функция добавления своих собственных фотографий. К планам развития приложения можно отнести и создание короткометражных мультфильмов для детей. Благодаря им дети смогут интуитивно запоминать жесты. Но это, скорее, один из этапов расширения и развития приложения, – отметила автор проекта.

Не «Пазл», а «Puzzle»

Создается впечатление, что «Пазл» - целая метавселенная для стремящихся выучить язык жестов по собственному желанию или по необходимости. К тому же, приложение нацелено не только на русскую, но еще и на иностранную аудиторию. Но насколько хорошо и точно можно выучить иностранный язык жестов, если преподаватель не является носителем языка? Ведь в этом деле большое значение имеет техника постановки пальцев. Грубо говоря, лишнее движение в сторону – и смысл сказанного меняется. На этот вопрос у девушек тоже есть ответ.

Они убеждают, что в обучающих видеороликах будут сниматься только лишь люди, имеющие образование переводчика, или носители языка. Девушки сами хорошо знают английский язык, поэтому решили изначально создавать приложение не только на русском. Ну а дальше – больше. Вероятно, в будущем языковая база будет расширяться, как и возможности самого приложения.

– В дальнейшем возможно использование VR-технологий, поскольку при изучении языков жестов необходима визуализация. При взрослении ребенка использование устройств дополненной реальности будет особенно эффективно, ведь дети, в отличии от взрослых, с интересом и легкостью воспринимают все новое, и это новое помогает им лучше обучаться, – заключает Влада Петренко.