Саму хронологию Нюрнбергского процесса знаю неплохо, поэтому на этот фильм шел с некоторой опаской: ну что авторы могут сказать нового? И как? Как соблюсти документальную достоверность событий суда над нацизмом и при этом сделать картину интересной для молодежи? Задача, я вам скажу, еще та. Но, когда два часа прошли на одном дыхании и даже во время титров в зале никто не встал с места и не поспешил к выходу, я понял, что авторы фильма со своей сверхзадачей справились.
Возможно, кинокритики найдут кое-какие шероховатости, а историки подвергнут сомнению некоторые эпизоды, но это ни в коем случае не умаляет результата. При скрупулезном отношении к самому событию фильм берет за душу и заставляет серьезно задуматься. Лично меня «торкнула» одна, ранее не приходившая мысль. А ведь действительно – советской делегации приходилось нелегко во время процесса.
С одной стороны – нужно как-то сдержать свой праведный гнев: одно только описание преступлений нацистов сможет свести с ума. Но стоит задача – добиться максимальной юридической чистоты доказательств, чтобы ни у кого и через 70 лет не было сомнений в справедливости суда и приговоров. А с другой стороны – процесс проходит в условиях резко ухудшающихся отношений между СССР и западным блоком. Черчилль своей Фултонской речью уже начал холодную войну, американская оккупационная власть в Нюрнберге с большим недоверием относится к советским представителям, а сами нацистские преступники мечтают использовать противоречия между бывшими союзниками, чтобы дискредитировать саму идею трибунала. Но, несмотря на это, наши юристы выполнили свой гражданский долг в полной мере, за что им всем огромная благодарность от потомков.
К тому же фильм получился зрелищным. Здесь есть все: боевик, мелодрама и политический детектив. В конце концов, есть замечательная актерская работа наших мэтров – Евгения Миронова и Сергея Безрукова. И все это на самом деле правильно. Это та необходимая форма, которая позволяет четче и объемнее воспринимать содержание. О том, что за преступлением всегда придет возмездие. О том, что страшнее нацизма ничего нет во всей мировой истории. О том, что его место – в самом дальнем углу свалки истории. И что любая попытка возродить человеконенавистническую идеологию, в конце концов, закончится трибуналом.
В этом контексте «Нюрнберг» можно считать второй частью другого мощного фильма об ужасах той войны – «Собибора». И смотреть нашей молодежи нужно обе эти картины. Одну за другой. Потому что страшная повесть о глухом польском полустанке, превращенном в лагерь смерти, в любой нормальной душе обязательно вызовет катарсис – очищение через сострадание. И покажет, что даже в самых ужасных условиях есть возможность остаться человеком. Восстать против смерти без всякой надежды на победу и в итоге победить. Чтобы потом рассказать правду обо всем этом, а на основе тысяч этих рассказов судить преступников и тем самым восстановить справедливость. О чем, собственно, и есть «Нюрнберг».
Кстати, есть глубочайший смысл в том, что в съемках фильма принимал участие фонд Александра Печерского – руководителя единственного успешного восстания в фашистском концлагере. В свое время Александр Аронович не смог лично свидетельствовать на международном трибунале, но именно благодаря ему и его товарищам мир узнал об этом жутком месте, где за 16 месяцев были уничтожены 250 тыс. человек. И теперь портрет советского лейтенанта, героя сопротивления, присутствует в титрах картины.
И вот еще о чем хотелось бы сказать. Оба этих фильма – мощная прививка для нашей молодежи. От нацизма. В условиях, когда эта эпидемия через несколько десятков лет снова накрывает Европу, на этот раз поразив некогда братский нам народ, который в свое время тоже принес огромную жертву на алтарь нашей общей Победы. Но сегодня там в моде фашистские приветствия и шевроны, воинские части имеют те же названия, как когда-то в вермахте, а памятники солдатам-освободителям повсеместно уничтожаются.
Отрицательный пример соседней страны – еще одно напоминание всем нам, что нацизм – это не далекая история, а постоянная угроза. И что бороться за души наших детей нужно постоянно. Как на поле боя, так и в искусстве. В этой связи выход «Нюрнберга» вполне сравним с ударом «Калибра». И то, и другое – мощное высокоточное оружие в нашей общей борьбе…