В этом году по церковному календарю Вход Господень в Иерусалим, или, как его называют в народе, Вербное воскресение, выпадает на 9 апреля. О значении этого праздника для верующих «КН» рассказал настоятель краснодарского храма Архистратига Михаила, иерей Евгений Игнатов.
Для православных верующих праздник входа Господнего в Иерусалим – особый день в церковном календаре. В храмах освящаются веточки вербы, они напоминают нам пальмовые ветви, которые держали в руках и постилали на землю жители Иерусалима, встречая Иисуса Христа.
– По доброй традиции, каждый год мы задолго начинаем готовиться к этому празднику и вместе с прихожанами заготавливаем ветви вербы, украшаем ими храм, – рассказал священник Евгений Игнатов.
На Кубани верба распускается рано. В этом году за ней в станицу Смоленскую отправились уже в начале Великого поста, после Божественной литургии в честь праздника Торжества православия.
Подобные поездки прихожан храма проходят дружно и весло. Несмотря на дождливую погоду, дети и взрослые получили незабываемые впечатления от общения с природой и друг с другом. В завершение собрались на природе за общим столом, приготовили постный плов и растопили самовар. Возвращались уставшие, но довольные тем, что все готово для встречи праздника, приближающего всех нас к спасению.
Украшая вербой храм, верующие чувствуют особую благодать. Эти тонкие прутики, которые весной одними из первых пробуждаются к жизни, отсылают нас к библейским событиям.
Важно, чтобы этот день был наполнен не только ветвями вербы.
– Содержание и глубину празднуемого события лучше всего передает тропарь праздника: «Общее воскресение прежде Своего страдания утверждая, воскресил Ты из мертвых, Христос Господь, Лазаря. Поэтому и мы восклицаем Тебе, Победителю смерти: спасение с неба, благословен Идущий во имя Господне», – настраивает на нужный духовный лад священник Евгений Игнатов.
Давайте вместе с прихожанами краснодарского храма Архангела Михаила мысленно перенесемся на 2 тысячи лет назад. Тогда жители Иерусалима услышали, что где-то в их земле явился Спаситель, долгожданный Мессия, который исцеляет больных, слепцов, оживляет умерших.

Не случайно в Священной истории Нового Завета события воскрешения Лазаря Четверодневного и Вход Господень в Иерусалим следуют друг за другом. Все ждали, что с приходом Мессии на земле воцарится царство справедливости, любви и благоденствия.
Такая атмосфера сопровождала вход Господа в Иерусалим. Иисус действительно въехал в столицу Иудеи верхом. Но не на коне, как многие ожидали, а на молодом ослике – символе мира на востоке. За ним пешком следовали его ученики.
Это был единственный случай в земной жизни Христа, когда люди, не таясь, громко и с радостью прославляли Христа. С восторгом выкрикивая: «Осанна!», что в переводе с древнееврейского означает «спаси, даруй спасение».
По словам Евгения Игнатова, иудейский народ был искренен в своем ликовании. Но пройдет всего четыре дня, и та же толпа, что приветствовала Иисуса криками «Осанна!», будет требовать от римского прокуратора Понтия Пилата: «Распни, распни Его!»
Почему так произошло? Важно понимать, что люди, которые ждали от Христа новых исцелений и чудес, видели в нем избавителя от своих несчастий, не поняли главное, ради чего Сын Божий решился на этот шаг.
На самом деле день Входа Господа в Иерусалим – это не торжественный въезд на царство, как того многим хотелось. Наоборот, Иисус осознанно обрекает себя на страдания. А Его страдание и Его смерть даруют Воскресение и победу над смертью.
Он делает это из любви к человеку, ведь пройдет всего несколько дней, и произойдет шествие Христа на Голгофу, распятие и телесное воскресение Христа.
– Когда говорят, что из-за черты смертной никто не возвращался, мы всегда говорим, а как же Христос?! Он победил смерть, воскрес! И в этом главная весть Церкви миру, весть о том, что смерть побеждена. И мы веруем, что как Господь воскрес, так и мы все воскреснем, телом воскреснем, – объяснил основной посыл иерей Евгений Игнатов.
Именно вступление Господа нашего Иисуса Христа на путь крестных страданий, без которых не было бы и воскресения, вспоминают в этот день во всех православных храмах. Таким образом Господь являет всем нам природу Своего Царства, которое «не от мира сего».
Священник напомнил, что вслед за праздником Входа Господня в Иерусалим наступают важные дни Страстной недели, которые являются одним из основополагающих для каждого верующего человека. Во время этих богослужений мы словно проживаем со Спасителем последние дни Его земной жизни.
Читая в Евангелии о событиях Страстной недели, присутствуя на этих богослужениях, каждый из нас имеет возможность еще раз задуматься о смысле жизни, задаться главным вопросом: «Как ты изменился, если за тебя Свою Жизнь отдал Христос?» Задуматься о главном, о вечном.
Праздник Входа Господня в Иерусалим всегда выпадает на время Великого поста, и каждый христианин в это время стремится на богослужение в храм, приступает к таинствам исповеди и Святого причастия, больше молится дома и читает священное Писание.

А что касается веточек вербы, которые так любят в народе, то верующие по традиции приносят их в субботу вечером, накануне Вербного воскресения, на Всенощное бдение. Во время богослужения священник читает молитвы на освящение верб и окропляет их святой водой.
После этого их можно унести домой, поставить к иконам в «красный угол» или в другое достойное место, где вербочка будет радовать верующих хотя бы до праздника Пасхи, помогая создать особую атмосферу тех дней, которые переживает вся Церковь. Кстати, освящают вербу также и в воскресенье после литургии, а во многих храмах в течение всего дня.
При этом стоит понимать, что ветви вербы не предназначены для каких-либо вымышленных обрядов и суеверий, которых Церковь не признает. Например, такого, как обычай хлестать ими домочадцев, якобы укрепляя тем самым их здоровье.
Вместо этого странного ритуала подарите человеку вербу, которую сами освятили в храме, и скажите ему доброе слово. И это доброе дело тоже приблизит вас к спасению.
– В эти дни особенно хочется пригласить всех жителей нашей благословенной Кубани в православные храмы, снова и снова прославить Христа, призвать к внимательной духовной жизни и к совершению добрых дел. Ведь «вера без дел мертва есть», – наставляет священник Евгений Игнатов.