Кубанские Новости
Общество
Иван Карасев

От Азова до Кубани: как Екатерина II покорила южные земли и почему Турция не смогла этому помешать

От Азова до Кубани: как Екатерина II покорила южные земли и почему Турция не смогла этому помешать
Таврическая губерния. В изд.: Россия. Географическое описание Российской империи по губерниям и областям с географическими картами. СПб., 1913.
Крым, Тамань и Кубань стали частью Российской империи в 1783 году. Памятная дата в истории нашей страны – 19 апреля. Именно в этот день императрица подписала Высочайший манифест, на основании которого в состав страны вошли новые территории.

В канун 240-летия этого события корреспондент «КН» встретился с историком, кандидатом исторических наук Игорем Васильевым. Он рассказал, что собой тогда представляли новые земли, почему турецкому флоту не помог интернациональный состав руководства, среди которого был даже американский индеец, и какой след это завоевание оставило в памяти казачьего края.

Казачья античность

– Игорь Юрьевич, мы сегодня говорим о присоединении Крыма, Кубани и Тамани. Но нет ли здесь неточности, ведь Тамань – это и есть Кубань?

Васильев Игорь
Игорь Васильев

– Все верно, в XVIII веке Тамань воспринималась обособленной исторической областью от восточных районов Прикубанья и Закубанья.

– А почему?

– В то время образованные люди увлекались античностью и воспринимали Тамань как часть сначала древнего Боспорского царства, а позже – Тьмутараканского княжества. Это были земли, на которых люди жили в период античности, раннего Средневековья другим укладом, нежели остальные территории современного Краснодарского края.

На Тамани в древности и средневековье была больше развита городская культура, сельское хозяйство, например, здесь выращивали виноград. Активно развивалась торговля.

– Есть устоявшаяся версия, откуда происходят названия Крыма, Тамани и Кубани?

– Названия эти имеют достаточно глубокие исторические корни. Это отдельная тема. Скажу лишь, что Кубань происходит от греческого гидронима главной реки региона – Гипанис. Но есть версия, что это слово восходит к праязыку индоарийских и иранских племен, которые, как предполагают некоторые исследователи, изначально жили на берегах Кубани.

– Некоторые исследователи полагают, что название Крыма, как и Кремль, восходит к древнерусскому корню «крома» – «край», «крепость»…

– Увы, древнерусский язык к названиям Крым, Тамань и Кубань отношения в принципе не имеет.

Да будут города!

– Что собой представляли новые территории до момента присоединения к Российской империи? Были ли к тому времени города?

– Были, но мало. В основном на побережье, которое тогда принадлежало Османской империи.

Это были окраинные города, выполнявшие функции погранзаставы или таможни, в то же время служившие второстепенными торговыми центрами.

Глубинные районы зависели от Крымского ханства. В предгорьях процветали оседлые черкесские «общины без первобытности», которые только номинально подчинялись туркам, но фактически были независимы.

Скриншот 19-04-2023 125005.jpg Полуостров Крым с пограничными землями. Карта посвящена итогам русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

А на равнинах господствовали кочевники – ногайцы, организованные в иерархические сообщества на основе родственных коллективов выживания.

У черкесов были сильнее развиты территориальные социальные связи. Некоторые группы сообществ (шапсуги, абадзехи) чем-то напоминали античных греков. У других общностей адыгов (у темиргоевцев например) основное значение имели князья.

– То есть новые земли до вхождения в Российскую империю представляли собой конгломерат политически, экономически и этнически непохожих территорий?

– Только торговая деятельность связывала эти земли. Остальные связи и политическое единство были номинальными.

– Это была федерация, конфедерация? Есть аналог?

– Отчасти можно сравнить с античной Грецией с ее полисами. Особенно если говорить об оседлом населении. Другая относительно близкая аналогия – племенной строй средневекового Северного Йемена. Такие общества – смесь демократии, аристократии и монархии.

– Что нового и полезного принесла с собой Российская империя?

– В первую очередь был дан мощнейший толчок строительству городов в современном понимании этого слова. Уже с XVIII века в Крыму, на Тамани и Кубани начинается формирование урбанистической структуры с заделом на будущее. Это был целенаправленный конструктивистский проект, который вынашивали Екатерина II и князь Григорий Потемкин. План оказался весьма успешным.

Зернистый путь

– Город стал основой исторического развития?

– Не только. Надо сказать и об укреплении пашенного земледелия: были созданы условия для масштабного выращивания зерновых культур. И Кубань со временем стала одной из житниц мира.

– Новые территории – это всегда еще и человеческий фактор. Откуда брались переселенцы?

– Первопроходцами стали казаки (черноморцы и линейцы), а также солдаты регулярной армии. Поначалу населенные пункты представляли собой военные объекты: крепость, редут, фельдшанец…

Казачья колонизация была хороша тем, что совмещала военный и земледельческий уклад. Она во многом была самодостаточна. Казаки развивали местную экономику, расширяли территорию оседлого проживания и обустраивали ее.

Скриншот 19-04-2023 124937.jpg Генеральная карта Крыма сочиненная по новейшим наблюдениям Адъюнктом Федором Черным.

– Складывалось то, что сейчас мы называем казачьей культурой. Когда этот феномен сформировался?

– Казачий быт формировался в течение первой половины – средины XIX века. Изначально у казаков преобладало скотоводство, но со временем все большее значение приобретает земледелие, зерновое хозяйство.

Основой казачьего уклада стала станица, которая, по сути, является сельской территориальной общиной без первобытности.

– Станица, наверное, чисто южнорусское явление?

– Не только. В Сибири были станицы.

Кто затупил ятаган?

– Выход к теплым морям – триумф Екатерины II. Она добилась того, чего не мог сделать Петр Великий. Что ей помогло?

– Динамика развития от Петра до Екатерины преобразила Россию. Петр I тоже вел наступление на юг, например, в его царствование была основана крепость Таганрог.

Не только внимание к Балтике отвлекло царя-реформатора от Черноморского бассейна. У него был большой проект овладения побережьем Каспийского моря. Эти планы осуществлялись постепенно, в период правления нескольких государей.

Ну и, конечно, в конце XVIII столетия свою роль сыграло ослабление Османской империи.

– А в чем это проявилось? Что случилось у султана?

– К тому моменту Османской империей управляли люди абсолютно разного происхождения, которые только формально числились мусульманами и турками. Их деятельность сводилась к получению больших доходов с управляемых территорий.

Османы перестали вкладываться во внутреннее развитие, в производство, а предпочитали только потреблять. Роскоши жизни стамбульской элиты завидовали даже в Европе.

– Османская империя тогда распространялась и на христианские страны…

– В Стамбул принять ислам, стать турками и получить высокую должность приезжали подчас издалека.

Первоначально такая система приманивания талантов работала. Например, известен пушкарь Урбан. Он происходил из венгров и в середине XV века построил артиллерийское орудие, сумевшее пробить мощнейшие стены христианского Константинополя.

До последнего индейца

– Турцию тогда называли Блистательной Портой. Может, стоило бы назвать ее «Гламурной Портой»?

– Пожалуй, да… Со временем «пушкари Урбаны» перевелись, но появились иноземцы, которые просто хотели получать деньги на пустом месте и жить красиво. Расцвела коррупция, империю сотрясали скандалы.

Начал слабеть знаменитый когда-то турецкий флот. Это был весьма специфический институт, очень интернациональный. Среди адмиралов известно немало европейцев. Даже был один американский индеец.

– История сохранила его имя?

– Индейское имя, увы, нет. Ученые установили его происхождение по косвенным данным.

– Нельзя не сказать о тех, благодаря кому Екатерине II удалось покорить южные пределы. Кто эти полководцы? Наверное, во-первых, это Суворов?

– Не только. Сам князь Григорий Потемкин приложил руку к завоеваниям.

Само государственное устройство Российской империи в XVIII веке было весьма прогрессивным. Развивалось производство, а уклад жизни способствовал созданию сильной регулярной армии.

Екатерининская бюрократия оказалась эффективной.

– …Несмотря на то, что писали в советских учебниках классики?

– Да. Бюрократия добывала для страны значительно больше, чем потребляла сама. В отличие от ситуации, которая была на тот момент в Османской империи.

История – в песне

– Какие уроки можно извлечь из этой истории? Некоторые исследователи пишут, что Екатерина II была хороша тем, что не столько наказывала, сколько одаривала и поощряла…

– Много было побед, достижений и до Екатерины. Но дело здесь в другом. Обычно евразийские империи, к которым относится и Россия, прекращали свое существование, когда в ходе развития и укрепления накапливалось слишком много элитных групп с огромными амбициями. Так произошло, например, со Скифским царством, Золотой Ордой.

Благодаря новым управленческим и социальным технологиям Екатерине II удалось предотвратить крах империи. Она удовлетворила притязания элитных групп населения и сделала так, что все они начали работать во благо государства.

Примечательно, что в Манифесте о присоединении новых территорий специально оговаривалось, что это никакие не колониальные владения, а тамошние жители пользуются всеми правами российских подданных.

– В завершении нашей беседы хотелось бы узнать, как это историческое событие присоединения новых земель отразилось в фольклоре, в том числе песенном?

– Некоторые песни сочинял атаман черноморских казаков Антон Головатый. Например, «Ой, годи ж нам журытыся», что на кубанской балачке означает «Пора заканчивать грустить». Эта песня об обретении Родины стала поистине народной.

До сих пор старожилы связывают основание своих населенных пунктов, появление на Кубани славянского населения и современного уклада жизни с Екатериной II и Суворовым. Даже если Суворова там не было, все равно часто бытуют такие легенды.

– Ну и столица наша неспроста ведь Екатеринодаром называлась? Не для галочки.

– Конечно. Ведь императрица пожаловала эти земли казакам с верой, что ее благородное дело продолжат потомки.