От Краснодарского края в полуфинал вышли два чтеца – Арсений Оганесян из краснодарской школы № 89 и Карен Данелян из школы № 4 поселка Афипского Северского района.
В финале Карен покорил жюри своим проникновенным чтением отрывка из произведения «Жизнь без мобильника» писателя-педагога Сергея Силина и стал победителем. Теперь он отправится на международный суперфинал конкурса, который состоится 2 июня в Москве на Красной площади.
Корреспонденты «КН» встретились с одним из полуфиналистов, краснодарцем Арсением Оганесяном, который совсем недавно окончил седьмой класс. Он, кстати, круглый отличник.
Первый вопрос Арсению – откуда такая тяга к чтению и художественной декламации?
Парень честно признался, что к чтению особого пиетета раньше не испытывал… А вот актером хотел стать с раннего детства. Смотрел фильмы, сериалы и очень хотел сниматься в кино.
Любимый актер – Уилл Смит. Арсению особенно нравились фильмы «Люди в черном» и «Отряд самоубийц». Но желание быть похожим на своего кумира – это одно. Совсем другое – воплотить свои мечты в жизнь. Что для этого надо? Правильно – найти ближайшую театральную студию для детей. Хорошо, что в школе, где Арсений учится, подсказали. Есть образцовая театральная студия «Живое слово». Он сразу туда записался.
Но, как говорится, не только одним искусством жив человек. Между театральными репетициями Арсений занимается футболом и волейболом. Ходит на спорт для общего развития, хотя и не считает, что подвижные игры как-то серьезно помогут ему лучше раскрыть актерские таланты. А чтобы владеть собой, для этого в театральной студии «Живое слово» есть специальные дыхательные разминки.
– На конкурсах я вообще особо не волнуюсь, – сказал Арсений Оганесян. – Всегда спокоен… Не знаю почему. Наверное, характер такой.
В «Артеке» побывал впервые. Да и вообще, это была первая поездка мальчика за пределы Краснодарского края. Там, в Международном детском центре, участвовал в трех отборочных турах.
Приехал на конкурс и победил в полуфинале.
– На отборочных этапах у меня были сомнения: а смогу ли обойти соперников? – вспоминает Арсений. – А потом, в полуфинале и финале, – никаких волнений. Страшно только в первый раз, когда не знаешь, как это происходит. Но потом я понял, что надо делать для победы. И было уже легче.
– Что было самое сложное на конкурсе? – интересуюсь у юного актера.
– Ничего.
Арсений читал отрывок из произведения грузинского писателя Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион». Он как раз посмотрел фильм, снятый по мотивам романа, и проникся огромной симпатией к главному герою.
– В грузинском селе живет мальчик Зурико, – рассказывает Арсений. – Он сирота, его к себе взяла бабушка. Учится он плохо, но это не мешает ему оставаться веселым и чутким.
По условиям конкурса времени на чтение отводилось максимум три минуты. Поэтому он старался выбрать кусок текста с более сочной стилистикой.
Сюжет выбранного отрывка был таков. Зурико влюбился и начал сочинять стихи, показывая их двум своим дядям – Илико и Иллариону. Им не понравилось, и они начали ругать племянника. Но потом поняли, что погорячились, и начали утешать маленького поэта.
Жюри находку Арсения оценило.
– Мне показалось, всем понравилось, – рассказал чтец. – Кто-то улыбался или даже смеялся. Эффект был хороший. Это очень колоритное произведение, а я еще старался говорить с грузинским акцентом.
Вообще, творчеству Думбадзе присуще сочетание комического с драматическим, глубокий лиризм. Буквально все его произведения, многие из которых экранизированы, проникнуты верой в человека, в его наилучшие побуждения. Очень редкий талант – добиваться того, чтобы было и смешно, и немного грустно. Именно к этому стремится любой настоящий актер.
Когда Арсению бывает трудно и кажется, все пропало, он вспоминает своих близких и родных, которые в него верят и болеют за него всем сердцем. И это помогает собраться с силами.
– Хочу стать профессиональным актером, – размышляет юноша. – Как окончу школу, уеду в Москву. Поступать в Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова.
Сейчас Арсений расширяет кругозор – смотрит фильмы, ходит в театр, читает. Последнее, что одолел, – детский роман Фрэнсис Элизы Бернетт «Таинственный сад». Театральная студия «Живое слово» как раз ставит спектакль по мотивам этого произведения.
Это история про девочку Мэри, родители которой заболели чумой и умерли. Малышку забирает жить к себе в мрачный особняк дядя Арчибальд. Рядом есть запретный сад, из которого по ночам доносятся леденящие душу крики. Мэри вместе с новыми друзьями: сыном садовника Дикеном и горбуном Колином – хочет разгадать страшную тайну сада.
– Мне досталась роль Колина. Все думали, что Колин болен, но потом выяснилось, что он абсолютно здоров, – открыл одну из интриг романа Арсений.
Под занавес интервью собеседник сказал, что сверстникам, которые тоже хотят связать свою судьбу с театральными подмостками, он может пожелать только одно: «Верьте в себя! Никогда не сдавайтесь. Самое главное – очень сильно захотеть и тогда всего добьетесь».
Екатерина Зинченко, педагог дополнительного образования, преподает речь в Образцовой театральной студии «Живое слово»:
– Чтобы научиться хорошо говорить, надо перенести центр голосовой тяжести со связок на область живота. Представьте, будто вы качаете пресс. Главное – артикуляция и дыхание. Сначала надо сильно напрягаться, но потом уже не задумываешься: голос сам льется так, как надо.
Только через напряжение достигается правильная речь. У языка очень мелкие мышцы, которые тяжело поддаются контролю. Дикторы каждый день занимаются тренировкой языка. Это, в том числе и скороговорки.
Арсений четко понимает, чего от него хотят наставники. Ставишь перед ним задачу уловить интонацию, так он даже полутона схватывает, умело импровизируя. Ему помогает и то, что в этом году он окончил музыкальную школу.