Кубанские Новости
Общество
Елена Кириченко

Рузана Осадчая: «В школе надо бегать и смеяться»

Рузана Осадчая: «В школе надо бегать и смеяться»
Рузана Осадчая
Фото: Антон Приходько
«КН» продолжают проект «Спасибо, учитель!», приуроченный к Году педагога и наставника. Сегодня мы знакомим читателей с победителем конкурса «Директор школы Кубани – 2023» Рузаной Осадчей.

Путь лидера и воина

Рузана Осадчая вот уже три года руководит большим шумным коллективом – в школе № 28 поселка Мостовского учится более 800 ребят и работают 45 педагогов. Кажется, совсем недавно она сама с косичками и портфелем бегала по этим коридорам, отвечала у доски в этих классах. А сегодня должна не просто преподавать, но и одновременно быть квалифицированным юристом, бережливым бухгалтером, справедливым судьей, а порой и уборщицей – директору приходится не только руководить, но и включаться во все, что происходит в школе.

«Каждый в жизни выбирает свой путь. Мой путь – лидера и воина» – написала Рузана в своей визитке для конкурса «Директор года Кубани – 2023». И если воин она в основном только в спортзале, на тренировках по карате, то лидер – во всем, чего ни коснись.

Фото: Антон Приходько

– Еще будучи ученицей я стала лидером школьного самоуправления, президентом нашей «Республики всеобщего сотрудничества». Потом в 2019 году была финалисткой конкурса «Лидеры Кубани – движение вверх». Кстати, конкурс «Директор года» очень похож на него. Здесь тоже сразу видно тех, кто по-настоящему горит идеями, а те, кто пришел случайно, быстро выбывают из борьбы. Выходишь на сцену – значит, должен делиться энергией, которую от тебя ждут. Поначалу немного стесняешься, но все проходит, как только получаешь нестандартную задачу. Азарт, адреналин – и начинаешь зажигать!

Место, где всегда хорошо

Мечтала ли Рузана Осадчая быть педагогом с раннего детства? Пожалуй, нет, признается она. Малышкой хоть и рассаживала кукол и мишек на «уроки» перед импровизированной доской, но до самого поступления в вуз раздумывала, кем быть – биологом, а может, специалистом туристического бизнеса? Но учителей всегда считала очень важными и нужными людьми.

– Конечно, первое впечатление о профессии получила от первой учительницы – Натальи Михайловны Копцовой. Она очень тонкий, внимательный к деталям человек. Мне хотелось быть на нее похожей. Ну а в старшей школе каждый из педагогов понемногу вложил своего. Я с удовольствием примеряла на себя роль учителя в дни самоуправления. Да и вообще с радостью бежала в школу, горела всеми школьными делами. А потом, не зря же советуют психологи: если тебе когда-нибудь будет плохо, вернись туда, где было хорошо. Я вернулась в школу – туда, где мне всегда хорошо, – сказала Рузана.

«Каждый в жизни выбирает свой путь. Мой путь – лидера и воина»

Учиться поступила в Адыгейский государственный университет, на факультет естествознания. Но помимо любимой биологии здесь пришлось погрузиться и в химию – предмет, который в школе давался непросто.

– Химия – это ведь как иностранный язык. Если ты не знаешь букв, язык не выучишь. Видимо, где-то у меня не заладилось с ней в самом начале. Но в институте были очень хорошие преподаватели – так разжевали все с азов, что я наверстала упущенное. Оказалось, классная наука! Потом, уже работая в школе, я старалась преподавать так, чтобы и ребятам моим она нравилась. Мне кажется, получилось.

От учителя до директора

Отработав в школе несколько лет, Рузана ушла в декретный отпуск. Но там успевала не только растить второго сына, но и учиться: по программе «Демография» она получила образование в Российской академии народного хозяйства и госслужбы по направлению «Менеджмент в образовании». Поэтому, когда в родной школе менялось руководство, сама пошла в районное управление образования:

– Я пришла к начальнику управления Юрию Николаевичу Богинскому: вот она я, квалифицированный управленец, готова работать! Младшему ребенку на тот момент было два года, и многие недоумевали: «Ты хоть понимаешь, куда ты хочешь, какая это должность?!» Но как это поймешь, пока не попробуешь? «Давайте пробовать», – сказала я. И в меня поверили.

Школа – это место, где всем должно быть комфортно, уверена Рузана Осадчая. Детям здесь можно и нужно бегать и смеяться, это абсолютно нормально. Бегать – это ведь не обязательно лбами биться и травмироваться. А уж проследить, чтобы веселье не выходило за рамки разумного, – это задача учителей.

Фото: Антон Приходько

– Главное правило, которое я сразу установила для педагогов: если что-то произнесено вслух, это должно быть выполнено, – говорит директор. – Часто учителя жалуются на необязательность и неисполнительность детей, а у них самих ведь те же самые пороки. Я записываю в блокнот все поручения, которые даю коллективу на совещаниях, и строго контролирую их исполнение. Забыть, пропустить, проигнорировать не получится. Не отстану, пока не будет результата. Первый год коллеги привыкали к такому порядку, теперь правило выполняется без сбоев. Это, на мой взгляд, основа стабильной работы школы.

Растворяться только в административных обязанностях – недопустимо для директора школы, так теряется педагогическая квалификация, уверена Рузана. Ты никогда не объяснишь детям, что хорошо, а что плохо, если ты не общаешься с ними каждый день. Поэтому надо продолжать преподавать хотя бы несколько часов в неделю, без этого никак. Правда, вести любимые химию и биологию пока не получается, однако есть возможность встречаться с детьми на уроках кубановедения.

Вперед, за вдохновением

Несмотря на плотный рабочий график, Рузана Осадчая продолжает постоянно учиться – например, не так давно решила заниматься в онлайн-школе красноречия:

– Язык чиновника и руководителя – он ведь по большей мере канцелярский, протокольный. Указы, распоряжения, техника безопасности. Но с детьми на нем общаться нельзя. На том же совете профилактики, разговаривая с ребятами особой категории, надо их встряхнуть как-то, в душу хорошее зернышко посеять. А начнешь фразами из приказа говорить – у человека сразу в глазах пустота.

Как все успеть и при этом избежать выгорания? Несколько лет назад рецепт нашелся совершенно случайно: организоваться и восстановиться помогает спорт.

Фото: Антон Приходько

– Я всю жизнь была человеком абсолютно неспортивным, – призналась Рузана. – В школе любила читать книжки и совсем не любила бегать и прыгать. По физкультуре у меня, круглой отличницы, постоянно выходила тройка, и классная руководительница уговаривала учителя физкультуры, чтоб меня пожалели. Но когда вернулась в школу в качестве педагога, решила, что должна быть примером для детей. И, вопреки всему, пошла в секцию волейбола и баскетбола. Конечно, сначала ничего не получалось. Но спасибо тренеру Виктору Илларионовичу Демченко – не ругал, не критиковал и очень поддерживал. А после второго декретного отпуска бывшая ученица позвала заниматься карате.

Теперь спорт не только помогает поддерживать отличную физическую форму, но и приходит на помощь Рузане в самых неожиданных ситуациях. Например, надо обдумать что-то важное – выходишь на пробежку на стадион, через полчаса решение проблемы найдено. И учеников своей школы она настойчиво отправляет в спортивные секции: там и мысли в порядок приходят, и агрессия выплескивается.

Ну а через несколько месяцев Рузане Осадчей предстоит еще одно серьезное испытание: она будет представлять Кубань на Всероссийском профессиональном конкурсе «Директор года России». Основной этап пройдет с 29 сентября по 4 октября в Москве.