Кубанские Новости
Общество
Денис Батов

Нелли Нестеренко: «Главное – воспитать из ребенка хорошего человека»

Нелли Нестеренко: «Главное – воспитать из ребенка хорошего человека»
Учитель Нелли Нестеренко в своей внеклассной работе часто использует материалы школьного музея.
Фото: Из личного архива Нелли Нестеренко
Этим летом кубанские педагоги стали победителями Всероссийского конкурса «Школьный музей – взгляд в будущее». Признание авторитетного жюри получила и работа учителя русского языка и литературы Нелли Нестеренко из Кущевского района. Своим опытом она поделилась с «Кубанскими новостями».

С чего начинается Родина

Конкурс школьных музеев проводит московский Музей Победы в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». В этом году его победителями стали команды школьников и их педагоги-наставники из 41 региона страны.

– Свою работу я посвятила 85-летию образования Краснодарского края и 230-летию освоения Кубани черноморскими казаками. По итогам конкурса нас с тремя учениками пригласили в октябре в Москву, – рассказала учитель русского языка и литературы школы № 2 станицы Кисляковской Нелли Нестеренко.

По ее словам, поездка в столицу на ежегодный Всероссийский съезд «Школьный музей Победы» будет незабываемой для детей, а ей позволит перенять опыт коллег, внести что-то новое в учебный процесс. Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Педагог вспоминает начало 1990-х годов, когда пришла работать в родную сельскую школу, где уже учительствовала ее мама, Лидия Еременко, педагог с 40-летним стажем. В то время в стране ни о каком патриотизме речи не шло, пионерию и комсомол распустили, подходы к образованию круто изменились.

В школе № 2 станицы Кисляковской стало доброй традицией проводить «Бессмертный полк».
В школе № 2 станицы Кисляковской стало доброй традицией проводить «Бессмертный полк».
Фото: Из архива СОШ № 2 станицы Кисляковской

– Сейчас мы видим, что на уровне государства наконец-то поняли, что из-за такой политики было упущено несколько поколений. Радует, что теперь это наверстываем, – поделилась учитель.

– И это удается? – задаю волнующий многих вопрос.

– С ребятами, которые учатся сейчас, думаю, да. А вот с их родителями, не знаю. Все-таки они «дети перестройки», со всеми вытекающими… – сказала Нелли Нестеренко.

Педагог особо выделяет роль семьи в формировании личности ребенка. Ведь о самых важных датах, событиях в истории страны он, как правило, узнает от самых близких людей. На то, о чем говорят дома, в детском саду, школьник ориентируется: ага, значит, есть такой-то праздник, например День Победы, его родственники чтят и участвуют в нем.

И папам с мамами надо активнее подключаться к процессу воспитания, чаще общаться со своими детьми на эту тему, ведь именно с семьи начинается Родина.

Даты оживают

Как опытный классный руководитель, а за 30 лет работы в сельской школе она дает путевку в жизнь уже третьему выпуску, Нелли Нестеренко прекрасно понимает важность патриотического воспитания ребенка.

– В нашем районе есть очень интересный опыт: мы ездим друг к другу в гости в школьные музеи. При этом дети сами выступают экскурсоводами, что почетно и захватывает детское воображение. В процессе подготовки ребенок переживает, а заодно глубже изучает материал, – поделилась наработками Нелли Нестеренко.

В своей внеклассной деятельности педагог уделяет большое внимание визуализации, в том числе истории родной земли. Сухая информация из учебника подкрепляется впечатлениями, яркими эмоциями. Даты, события и имена словно оживают в воображении ребенка, становятся знаниями, формируя близкие всем нам ценности, культуру народа в целом.

А создавался музей в школе станицы Кисляковской, которая носит имя уроженца Кущевского района, Героя Социалистического Труда и Героя труда Кубани, академика Ивана Трубилина, как говорится, всем миром.

За дело с энтузиазмом взялись учителя и родители, дети. Вместе дружно и увлеченно собирали экспонаты, опрашивали старожилов, записывали их воспоминания. Сформировались экспозиции, посвященные истории Кубани и станицы, казакам-первопоселенцам, ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла.

– Со временем в школе появился целый музейный комплекс с казачьим куренем, отдельно зал воинской славы, который постоянно пополняется новой информацией. В свете последних событий добавился раздел о наших выпускниках – участниках специальной военной операции, которыми мы гордимся. Многие из них награждены правительственными наградами, – рассказала Нелли Нестеренко.

Сохраним традиции

В прошлом году учитель истории этой же школы Ольга Ярыш стала победителем аналогичного конкурса, и общеобразовательное учреждение станицы Кисляковской под руководством директора Ольги Лукаш вошло в число партнеров московского Музея Победы и в топ-100 лидеров Всероссийской программы «Школьный музей Победы».

Когда в очередной раз сельской школе предложили подтвердить свой статус, Нелли Нестеренко выбрала близкую для себя номинацию «Классный час в школьном музее».

Кстати, она член краевого сообщества классных руководителей, несколько раз принимала участие в форуме этого профессионального педагогического объединения.

– Я обязана была принять участие в этом конкурсе. Для меня важно создать условия внутри коллектива для развития ребенка, раскрытия его талантов. И в этом мне очень часто помогает наш школьный музей, – объяснила свое решение учитель.

Всего подали заявки на участие четыре педагога школы, но в финал прошла только она со своим классным часом на тему «Здесь я живу, и край мне этот дорог». Внеклассное занятие получилось не только познавательным, но и увлекательным, что и оценило жюри конкурса.

Донести важное

Нелли Нестеренко как учитель-предметник по русскому языку и литературе в силу классного руководства касается истории через краеведение в процессе подготовки внеклассных занятий для детей.

Она видит, что до определенного возраста дети впитывают как губка даты и события, живо интересуются всем новым, хорошо запоминают новую информацию. Но чем старше становятся, то это труднее дается по разным причинам. В том числе из-за повального увлечения гаджетами.

Поэтому задача школы и родителей успеть максимально заложить в ребенка зерно знаний, в том числе о том «Откуда есть пошла земля русская».

Педагог отмечает, что для нее главное воспитать из ребенка хорошего человека, а не гнаться за высокими показателями. Чтобы после выпускник получил аттестат и шагнул во взрослую жизнь с максимально сформировавшейся личностью, необходимым багажом знаний, в том числе об истории страны.

– В этом большую роль играет русская литература. Мы постоянно обращаемся к литературным героям, черпаем из книг исторические примеры. К сожалению, не все современные дети любят читать. И здесь на помощь приходит тот же школьный музей, где с помощью визуализации можно донести до них основные ценности и культуру нашего народа, – заключила Нелли Нестеренко.