Кубанские Новости
Общество

Самокаты, самокаты, а я маленький такой…

Самокаты, самокаты, а я маленький такой…
Фото: Антон Приходько
Наш специальный корреспондент Сергей Шведко – о том, что теперь, во время «двухколесного нашествия», нет никому покоя. Ни пешеходам, ни автомобилистам.

Шведко Сергей
Сергей Шведко

Когда на днях меня опять чуть не сбил летящий на самокате юноша, я посмотрел на небо и успокоился. Слава богу, что пока еще не придумали летающие средства массового передвижения. А то бы мы не только крутили головами по сторонам, но и боязливо поглядывали вверх. Впрочем, судя по тому, как быстро движется наша жизнь, до этого осталось недолго.

По себе сужу: на компьютере я научился работать лет всего 20 тому назад. Первый мобильный телефон у меня появился 19 лет назад. Кнопочный «Нокиа-1100». И только лет 8 тому назад я обзавелся смартфоном, а мессенджерами стал пользоваться и того позже. В Телеграм зарегистрировался три года назад и, как оказалось, далеко не последним из наших соотечественников. И с искусственным интеллектом, который уже переворачивает сеть, познакомился всего полгода назад. В общем, сами посмотрите, как меня, гуманитария, перепахал научно-технический прогресс всего за два десятка лет. Других, кстати, тоже.

Так вот, средства индивидуальной мобильности массовым явлением также стали несколько лет назад. И тоже резко изменили ситуацию на дорогах и тротуарах. Они уже являются реальной альтернативой общественному транспорту или автомобилям. Особенно в крупных городах, где народ на своих машинах 2–3 часа в сутки стоит в пробках. Бизнес, как водится, быстро приспособился к растущим потребностям: на улицах через каждые несколько сот метров стоят, как дворняжки, электросамокаты. Пара манипуляций смартфоном – и ты уже едешь!

А дальше начинается жесть. В Анапе только за два августовских дня самокатчики сбили девочку и женщину. У одной из них перелом ключицы, у другой – перелом ноги. Оба водителя, кстати, скрылись с места ДТП, и найдут ли их – большой вопрос. С другой стороны, за июнь–июль в нашем городе в столкновениях с автомобилями пострадали четверо несовершеннолетних самокатчиков. Это – только вершина айсберга и только в одном городе.

Средства индивидуальной мобильности уже стали огромной проблемой и серьезной опасностью. И все потому, что до сих пор это была зона абсолютной пиратской свободы. Чтобы стать водителем автомобиля, нужно учиться и сдать экзамен. Потом повесить на свое авто номерной знак, по которому очень легко найти владельца, и ездить по правилам. За каждое нарушение предусмотрено наказание. Кстати, пешеходов у нас тоже учат. Родители, в детских садах и школах. Да так, что уже подсознательно, переходя дорогу, мы сначала смотрим налево, а потом – направо. Да, встречаются нерадивые водители и «бессмертные» пешеходы, но их все-таки меньшинство. К тому же, благодаря техническим новинкам и неравнодушной общественности фиксируется все больше нарушений, а полиция оперативно отчитывается о самых резонансных из них.

Но кто системно контролирует водителей самокатов? Никто. Как проверяется исправность арендуемых средств индивидуальной мобильности? Никак. Кто следит за тем, чтобы дети до 14 лет не получили в руки электросамокат весом свыше 35 кг? Никто. Как найти виновника ДТП, который сбил на тротуаре девочку и умчался прочь? Тоже почти никак. И еще один вопрос: сколько средств от каршеринга СИМов остается в тени? На это, я так понимаю, тоже нет ответа.

Не скажу, что власть этих проблем не замечает. В последнее время принят ряд правил, которые коснулись нового вида транспорта. И на местах пытаются как-то решить проблему. Так, в Анапе запретили ездить на самокатах на набережной. А недавно приняли новые правила благоустройства, где определена ответственность за неправомерное размещение точек каршеринга на муниципальной земле. Но все это только первые шаги, которые ситуацию радикально не улучшат. И я абсолютно уверен, что назрело время радикальных мер.

Во-первых, бизнес, предоставляющий услуги аренды средств повышенной опасности, которыми также являются электросамокаты, должен быть законодательно упорядочен. Возможно, даже лицензирован. В конце концов речь идет о жизни и здоровье граждан.

Во-вторых, то же самое касается точек каршеринга. Здесь все очень просто: нашли специально обученные люди самокат вне этого места – изъяли. Хозяин сам прибежит и штраф заплатит, чтобы вернули. И в следующий раз подумает, прежде чем его бросать.

В-третьих, ограничить нахождение несовершеннолетних за рулем СИМов. Вплоть до штрафов родителям.

В-четвертых, каждый самокат должен иметь номерной знак, который виден другим участникам движения. Да, сейчас некоторые, прочитав это, начнут плеваться ядовитой слюной. Но тогда вопрос: если вашего ребенка сбил балбес на самокате, захотите ли вы оставить все как есть или будете добиваться, чтобы виновник понес наказание? А как его найти?

В-пятых, приравнять ответственность за нарушения водителей средств индивидуальной мобильности к водителям автомобилей.

Уверен, что такие меры помогут навести порядок и предотвратят много беды.

И, предваряя праведное возмущение оппонентов, скажу, что я с ними во многом согласен. Да, в городах должно быть больше велодорожек. Намного больше. Да, наш общественный транспорт – это та еще история. Например, в Анапе редко найдешь маршрутку с кондиционером. И приходится висеть друг на дружке в 38-градусную августовскую жару. В общем, соглашусь почти со всеми вашими возражениями. Все эти проблемы обязательно нужно решать, но на это уйдет время. Достаточно много. А вот что-то делать с тем беспределом, который происходит у нас на улицах, нужно было еще вчера.

Кстати, это понимают и на Западе, и на Востоке. С 1 сентября в Париже будет запрещен прокат самокатов. А с 30 августа в Казахстане водителям СИМов будет запрещено ездить по дорогам без автомобильных прав и шлемов. Так что наш ход…