Кубанские Новости
Общество
Иван Карасев

Директор воскресной школы Елена Матушкина: “Знать церковнославянский язык – все равно, что прикоснуться к чудесам»

Директор воскресной школы Елена Матушкина: “Знать церковнославянский язык – все равно, что прикоснуться к чудесам»
 Елена Матушкина
Фото: Михаил Ступин
В краснодарском микрорайоне Немецкая деревня есть храм Святой Матроны Московской, а при церкви – воскресная школа. Директором в ней работает Елена Матушкина, преподает Закон Божий и церковнославянский язык.

Она уверена, что не только молодежи, но и многим взрослым родителям пригодится мудрость наших далеких предков, создавших славянскую азбуку и заложивших основы русской православной культуры.

Икона в ранце

Если в светских школах первый звонок прозвучал 1 сентября, то в воскресных – 14-го (по старому стилю). Воскресная школа при храме Святой Матроны открылась в 2017 году, а в это новолетие в православные классы пошло более 30 учеников. По окончании школы здесь тоже выдается свидетельство, но негосударственного образца.

Были случаи, когда свидетельство воскресной школы помогало бывшим воспитанникам. Например, одна выпускница поехала в православный лагерь и ее благодаря выданному в воскресной школе документу взяли помощником вожатого. А в этом году два выпускника, участника православного молодежного клуба, были награждены благодарственными письмами Синодального отдела по организации работы с подрастающим поколением.

В конкурсе рисунка «Красоты божьего мира» воспитанники Елены Матушкиной несколько раз подряд занимают призовые места. В этом году в воскресной школе открылся новый кабинет рукоделия. Будет особая программа, в том числе и по флористике. Дети будут помогать украшать храм к праздникам живыми цветами.

Елене Матушкиной – 40 лет, родилась она в Междуреченске, городе Кемеровской области. Свой духовный путь начинала там. У нее три высших образования – два педагогических и одно экономическое. По первому образованию – культуролог, преподаватель мировой художественной культуры, по второму – учитель начальных классов. Но еще с вуза интересовалась основами православной культуры – новой дисциплиной, к преподаванию которой начали готовить педагогов. Завершила обучение Елена Павловна на двухгодичных богословско-катехизаторских курсах им. Иоанна Богослова в Кемерове. В Междуреченске прошла подготовку преподавателя в воскресной школе. Была волонтером, работала в нескольких школах, когда только-только появился предмет «основы православной культуры».

Воскресная школа при храме Святой Матроны Московской открылась в 2-17 году. Сейчас здесь обучается более 30 учеников.
Воскресная школа при храме Святой Матроны Московской открылась в 2-17 году. Сейчас здесь обучается более 30 учеников.
Фото: Михаил Ступин

Одна из школ была воскресной. Однажды на выборах директора этого учебного заведения выбор пал на Елену.

– Так получилось, что я в самом начале своего трудового пути стала директором, – улыбается Елена Павловна.

В 2018 году переехала в Краснодар. До этого ей уже приходилось жить в кубанской столице – в новом микрорайоне Немецкая деревня. Как раз в то время здесь началось строительство храма.

– Все мои родственники переехали на Кубань, и мы с супругом тоже решили, чтобы не разлучаться с большой семьей. Муж работает вахтовым методом, поэтому идею переезда поддержал.

Здесь, как оказалось, многое было по-другому.

– Краснодар – город с очень богатой историей православия, – делится впечатлениями женщина. – Когда с семьей побывали в Свято-Духовом монастыре в Тимашевске, я испытала особое чувство. И раньше приходилось бывать в святых местах, но на Кубани иная атмосфера. Я будто окунулась в среду, где более 300 лет люди жили православием. Хорошо помню, как впервые пришла в Свято-Екатерининский собор. Заходишь и понимаешь – место не просто намоленное, оно наполнено живой верой.

В Междуреченске, где родилась Елена, первый храм построили лишь в 90-х годах прошлого века. Это был обычный маленький деревянный домик. Когда ее крестили с сестрой, церкви еще не было и девочек везли для таинства в соседний город.

Ковчег из будущего

Но часто приходится слышать: «Зачем учить язык, на котором никто не говорит?» Слышит такое и Елена Павловна. От родителей в основном. Но всегда отвечает сомневающимся так:

– В современном русском языке меняются правила орфографии, возникает много неологизмов, заимствований, в том числе и нецензурных. Но церковнославянский сохранил свой богослужебный, чистый, святой облик. Русский язык много приобрел, но еще больше утратил. И только церковнославянский дает ключ к пониманию смыслов многих слов.

Представьте, идет богослужение, но многие не понимают, о чем речь. А ученики воскресных школ знают и даже могут прочесть, что написано в храмах на иконах.

– Каждый год в День защиты детей проводится детская литургия, – рассказывает Елена Матушкина. – В ходе богослужения школьники поют и читают молитвы, стоя на клиросе. Правильные интонации, ударения надо делать. Важно знать, например, что означает, когда батюшка выходит к молящимся с чашей: символика действий и облачения священника.

Церковнославянский язык очень красивый, лаконичный, письменность орнаментальная. Пригодится он поэтам, художникам… Причем не обязательно воцерковленным людям.

Кстати, 10-летняя дочь Елены Павловны Маргарита тоже учится в воскресной школе (сама захотела). Очень расстраивается, если во время занятий у нее не спрашивают домашнего задания.

Церковнославянский язык очень красивый, лаконичный, письменность орнаментальная. Пригодится он поэтам, художникам… Причем не обязательно воцерковленным людям.

Когда человек хочет говорить о чем-то возвышенном в торжественной обстановке, он зачастую и не подозревает, что переходит на церковнославянский язык. Вместо «город» скажет «град», вместо «голова» – «глава». Многие литературные классики использовали слова этой лексики. Даже научные термины зачастую берутся оттуда же.

– Знать церковнославянский – все равно, что совершить небольшое открытие, маленькое чудо, – уверена Елена Матушкина.

Грамота милосердия

Предмет «Закон Божий» даже как-то угрожающе звучит с первого взгляда. Будто все, кто его изучает, будут преданы Высшему суду.

– Если кому и должно быть страшно, то в первую очередь – учителю. Отсебятину говорить нельзя, – поясняет Елена Павловна. – Предмет включает несколько разделов – история Ветхого и Нового завета, устройство православного храма, виды богослужения. По сути, все, что изучают дети в воскресной школе, это и есть Закон Божий.

Пушкин в детстве, говорят, не любил учить Закон Божий, а в советское время вообще возникло предубеждение, что это просто мракобесие какое-то.

– Так думают в основном люди, которые не хотят ни в чем разбираться, – возражает Елена Матушкина. – Некоторые считают, что православная педагогика – позавчерашний день. Но на самом деле это такой кладезь знаний, который помогает ориентироваться в современной жизни. Как могут устареть такие вечные ценности? Закон Божий – это не перечень наказаний, а грамота милосердия.

Дети на уроках очень часто задают непростые вопросы. Был, например, такой: почему Адам взял запретный плод из рук Евы? Мог же не брать… Или: почему женщины не могут быть священнослужителями?

– Я поняла, что для преподавания богословских дисциплин мне порой не хватает опыта и знаний, – улыбается Елена Матушкина. – А ведь, казалось бы, каждый год прохожу с коллегами курсы повышения квалификации.

А трудно ли совмещать руководящую должность с семейными заботами? Елена Павловна уверена, что нет… Если на первом месте – Господь.